Туристический портал - Excursiivsochi

Коренные народы Сибири: Хакасы. Хакасы или кыргызы? Народ хакасы

Хакасы

ХАКА́СЫ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа.

Хака́с, -а; м. Хака́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Хака́сский, -ая, -ое. Х. язык.

хака́сы

(самоназвание - хакас, устаревшее название - абаканские или минусинские татары), народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в России 79 тыс. человек (1995). Язык хакасский. Верующие - православные, сохраняются традиционные верования.

ХАКАСЫ

ХАКА́СЫ (самоназвание - тадар), народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (65,4 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 75,6 тысяч хакасов (2002). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.
Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13,9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4,8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.
Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.
Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "хакасы" в других словарях:

    Тадарлар … Википедия

    - (устар. название абаканские или минусинские татары) народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы православные, сохраняются традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвания тадар, хоорай) народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия 62 тыс. чел. Язык хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные… … Современная энциклопедия

    ХАКАСЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название абаканские турки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ХАКАСЫ, ов, ед. ас, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии. | жен. хакаска, и. | прил. хакасский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание хакас, устаревшее название абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные, сохраняются… … Русская история

    хакасы Этнопсихологический словарь

    ХАКАСЫ - народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    хакасы - ХАКАСЫ, ов, мн (ед хакас, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Хакасии в составе России, расположенной на юго востоке Сибири, частично Тувы и Краснодарского края (старое название абаканские или минусинские татары);… … Толковый словарь русских существительных

    Народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название… … Большая советская энциклопедия

Традиционным занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа. В основном разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Овец предпочитали с плотной шкурой и жёсткой шерстью, обычно чёрного цвета (хара хой). Держали домашнюю птицу, но только из-за яиц. Мясо птицы не употреблялось.
Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (лучшими охотниками считались кызыльцы и койбалы). Охотой занимались только мужчины. Женщинам запрещалось прикасаться к любому оружию, а также забивать скот или обдирать шкуру животных. Охотились на пушных зверей, маралов, лосей, оленей, косуль, медведей, птиц, бобров, выдр. Особо ценилась кабарга (из-за железы у самцов, которая вырабатывает дорогостоящее вещество - мускус, используемый для приготовления лекарств). Рыболовством занимались не все хакасы, а в основном - кызыльцы и сагайцы.
Ещё со времён Кыргызского каганата (IX век) предкам хакасов было известно плужное земледелие, для нужд которого строили достаточно сложные ирригационные сооружения, оросительные системы. Основной посевной культурой был ячмень. В XIX в. также сеяли пшеницу, овес, озимую рожь, гречиху и просо. Из технических культур - коноплю и лён. Хакасские женщины и дети занимались собирательством (кадык, сарана, черемша). Мужчины участвовали в сборе кедрового ореха.
Основные занятия и образ жизни скотоводов диктовали развитие определённых видов домашних промыслов, таких, как выделка шкур, кож, катание войлоков, свивание арканов, ткачество (из крапивы, конопли, льна и шерсти). Хакасы умели делать берестяные лодки, лодки- долблёнки из тополя, изготавливали керамическую посуду. В почёте были кузнец и ювелиры.
С точки зрения социальной структуры населения делилось на две основные группы: чайзаны - князья и харачи - чернь. Чайзаны содержали многочисленный аппарат чиновников (тузумер): яргучи осуществляли суд согласно нормам обычного права, а также занимались сбором податей и налогов. Основными исполнителями княжеских приказов были чазоолы. Глава княжества (бег) содержал также дружин (хозону). В конце XIXв. - начале XXв. в хакасском обществе доминировала малая семья, которая проживала в одной юрте и состояла, как правило, из родителей и их детей. Главой семьи являлся мужчина, который распоряжался имуществом, ходом хозяйственных работ (исключительное право главы семьи не касалось женских занятий и обязанностей).
По достижении брачного возраста (обычно 17-22года) только в исключительных случаях кто -то не вступал в брак. Мужчина мог жениться в любом возрасте, но до его женитьбы к нему сохранялось отношение со стороны взрослых как к ребёнку, а со стороны детей как к сверстнику. Он не принимал самостоятельных решений, если был ещё жив его отец, дедушка или старшие братья. Браки внутри одного сеока (род, в буквальном переводе "кость") запрещались до седьмого колена.
Существовало несколько форм заключения брака. Самой распространенной было похищение девушки (тутхын), часто с её предварительного согласия, с обязательной уплатой калыма. При колыбельной форме, или сговоре (саблыг той - "брак по чести"), родители сватали детей с 3-5 лет. В этом случае калым не платили, но со времени помолвки, ежегодно 2-3 раза, родители мальчика отправляли родителям девочки ценные подарки. Кроме того, мальчик проводил несколько недель в доме будущей жены, принимал участие во всех домашних работах. среди бедной части населения распространённой формой брака был брак отработкой (кизоге кирген) - родители невесты, у которых не было сыновей, принимали в дом бедного зятя, который работал на тестя в течение нескольких лет. После отработки он имел право поставить себе отдельную юрту и завести хозяйство.
Брачный выкуп - калым (халын. халыг) - был обязательным условием заключения брака. Не менее важное значение имело и приданое, которое по стоимости не могло быть меньше калыма. Приданое считалось собственностью жены. В случае ее смерти имущество и скот возвращались в семью ее родителей. Но весь приплод от скота, а также дети оставались у мужа. То же самое происходит и в случае, когда муж давал жене развод.
При женитьбе сына отец выделял ему долю имущества ("улус" в переводе с хакасского "доля, часть"; интересно отметить, что слово"улус" стало обозначать "поселение, селение").Родственники по линии отца также наделяли его скотом. Младший сын, женившись, всегда оставался жить со своими родителями. Он считался хранителем семейного очага(очи) и получал две доли наследства - свою и отцовскую. Женатые сыновья некоторое время после свадьбы жили с отцом. Традиционные правила предписывали каждой семье иметь своё жилище. Юрту для семья ставил отец, чаще вблизи своей. Обычно её ставил, когда у молодых появлялись дети и родители удостоверялись в прочности отношений молодых. В доме молодожёнов первый огонь разводился из углей, взятых из очага родителей мужа. Отделившиеся сыновья и отец осуществляли вместе выпас и содержание скота, что позволяло поддерживать все виды работ без лишних потерь.
На женщине (ипче) лежала вся домашняя работа, а также воспитание детей. Женщина всю свою жизнь подчинялась мужчине. Сначала ею распоряжался отец, затем муж. Она считалась "нечистым" существом, поэтому не должна была подниматься на священные горы, купаться в почитаемых озёрах, садиться верхом на священную лошадь, брать в руки острые предметы, садиться на одежду мужчины, подниматься выше мужчины и т.д. Она считалась платёжной душой и не владела покосами и пашнями. Жена не могла наследовать никакого имущества, не имела ничего, кроме своего приданого, и экономически зависела от мужа.
Мужчина являлся наследником семейных и родовых ценностей. Счёт родства вёлся только по мужской линии. В том случае, когда жена в течение нескольких лет не могла родить сына, муж имел право взять еще одну жену, а если и вторая не рожала, то брал третью. Дети от всех трёх жён считались законными. Каждой из жён ставилась отдельная юрта и выделялось своё хозяйство. Обычно многожёнство практиковалось только у баев.

1.1. Понятие «Этнос»

Этнос- это исторический сложившаяся общность людей с единой территорией, языком, культурой, обычаями и традициями.

1.2. Содружество наций республики Хакасия

В республике Хакасия на 1 января 2009 года проживает 537,3 тысяч человек разной национальности. Только зарегистрированных общественных национальных организаций в республике около 30: хакасский совет старейшин, «Алтынай», «Видергебурт», «Грузия», «Ассоциация корейская диаспора», «Наири», «Согдиана» и другие, но цель одна воспитывать подрастающее поколение с сохранением родного языков и культурного наследия предков, воспитание своих детей так, чтобы они уважали прогрессивные национальные обычаи и духовные традиций своих народов, не теряли связи со своей исторической родиной.

1.3. Понятие «хакасы»

Остановимся кратко на коренных жителях республики - хакасах. Хакасов по последней переписи 2002 года насчитывается около 70 тысяч человек. Народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе, но в справочнике Л.А.Никольской отмечается следующее: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы. В лингвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков». Национальный язык - родное слово - входило в жизнь ребенка с молоком мам, благодаря бабушкам. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными.

2. Трудовое воспитание в хакасских семьях

2.1. Воспитание маленьких детей

Хакасские многодетные семьи почитались издавна. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Паланын артых н1ме чогыл» (дороже ребенка ничего нет), «Первое богатство - дети». В хакасских семьях с грудного возраста воспитание шло в строгости, без ругани, окриков, побоев.

2.2. Воспитание личности – достойной смены старшего поколения

Гармоничное сочетание уважение к ребенку с требовательностью к нему. С малых лет ребенок наблюдал за работой взрослых и в непринужденном естественном виде получал трудовые навыки от родителей и старших в семье.

Вспомним русскую пословицу «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». Строгое требование старейшин к родителям воспитывающим детей уходит в седую старину истории хакасского народа.

2.3. Древнехакасское государство глазами поэта Низами Гянджеви

Вспомним слова Низами Гянджеви из поэмы «Искандер-наме» о «Стране Хирхиз»:

«…И со старцами царь тихо двинулся в город,
Он увидел нарядные лавки; замков
Не висело на них: знать, обычай таков!

…Не звучат наши речи фальшивым напевом,
Здесь неверность, о царь, отвергается с гневом.
Мы закрыли на ключ криводушия дверь,
Нашей правдою мир одолели. Поверь:
Лжи не скажем вовек. Даже в сумраке дремы
Несправедливые сны нам, о царь, незнакомы…

Если кто-то из нас в недостатке большом
Или малом и если мы знаем о том,
Всем поделимся с ним. Мы считаем законом,
Чтоб никто и ни в чем не знаком был с уроном…

Не научены мы, о великий, злословью. Мы прощаем
Людей, к ним приходим с любовью».

Но тем не менее мы знаем из истории что если родители вырастили вора, то отрубленная голова ребенка до конца жизни висела на шее отца в наказание за упущение воспитания.

В семьях хакасов для воспитания детей соблюдались законы, которые в современности кажутся неприемлемыми: если старшая невеста становилась вдовой после смерти старшего брата следующий брат должен жениться на ней и воспитывать своих племянников и племянниц как собственных детей.

Строго спрашивали за воспитание детей и с опекунов, к воспитанию детей допускали не всех.

2.4. Поклонение природе

Целыми ночами хайджи рассказывал героические сказания под тихий звук чатхана, взрослые через пословицы, например, «Хазан тубунде халбачан» т.е. последним в деле не оставайся, сказками о бедных и богатых, хозяев Тайги, Гор, Воды, и др. в которых отмечалось о бережном отношении к природе:

2.5. Воспитание бережного отношения к природе

Испокон веков наш народ собирал ягоды, кедровые орехи, черемшу, чылчынас, кубурген, и другие пищевые травы.

Но забота о восстановлении собранного растения, отлова птиц, рыб, отстрела диких животных об остающихся животных и птицах хакасы никогда не забывали и всегда оставляли им питание для выживания в снежную суровую зиму.

Хакас – охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков. Выросший на традициях и обычаях хакас с трудом приспосабливается к современным варварским отношениям к природе в тайге пришлыми народами, после которых очень трудно восстанавливается природа.

2.6. Уважение к старшим, забота о младших

Воспитание детей к уважению старшего поколения, каждому человеку и должное отношение к младшим «Улугларга орын пир, к1ч1глерге полыс пир» (старшим место уступай, младшим помощь подавай).

Разумное наставление родителям о возрастных особенностях в воспитании в пословице «Час агасты хураалахха эг, олганны тузында угрет» («Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут».

«Ат полары – хулуннан, к1з1 полары – к1ч1гден» - пословица говорит как нелегко воспитать хорошую лошадь и хорошего человека.

2.7. Воспитание трудолюбия и нравственности у ребенка

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка:

  • со стола убрать посуду во время, на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (мамы прививали дочери навыки соблюдения чистоты и порядка будущей хозяйке);
  • с закатом солнца нельзя было стучать, шуметь, укладывать ребенка спать, если спит то клали полотенце поперек ребенка в защиту от злых духов, которые выходили в это время (отцы прививали сыну основы к концу рабочего времени доделать всю основную работу, т.е. рационально использовать свой рабочий день, соблюдение режима отдыха всей семьи, т.к. ребенок выспится и долго не сможет уснуть вечером);
  • по столу нельзя бить ни дома, ни в гостях (неуважение к семье, к приему гостя, считалось стол кормит всю семью поэтому нельзя относится плохо, может стать что на столе нечего будет кушать);
  • воду в емкостях обязательно надо закрыть, считалось плохое что-то попадет в воду и можно заболеть (приучали к аккуратности и порядку в труде);
  • утром кровать надо заправить или прикрыть чтобы место на котором ты спал был закрыт, по поверью плохой дух спать уложится на твое место (мама приучала дочь к порядку в доме с утра);
  • плохое нельзя говорить о другом через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабозащищенным родственникам часто к детям (родители воспитывали умение выслушать и понять других, терпимость);
  • волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось душа в это время находится в этих местах, если со стрижешь то душу вместе. (мамы дочерей приучали до заката солнца приводить в порядок внешний вид)
  • на хакасском говорится, что бить нельзя скотину, которая не может говорить «т1л чох малды сохпачан» (воспитание терпимости к домашним животным при уходе за ними).

Наставляя детей таким образом, старейшины и родители не забывали им говорить:

  • «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам»,
  • «Не учись нежностям, учись трудностям»,
  • «Взялся за дело, делай хорошо»,
  • «Захочешь знать о себе – спроси мнение других людей».

Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение.

Воспитание уважения к старшим «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы».

По обычаям после смерти родителя сколько детей столько лет ходят на могилки дети.

Женщина когда родит ребенка пуповину обрезали на мягком для того чтобы была душа ребенка мягкая, а на камне было бы сердце каменное.

2.8. Взаимопомощь в обычаях и традициях хакасов

Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др.

Разведение скота – основное историческое занятие хакасов.

Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал».

В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп».

Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».

Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

Замечательная традиция хакасской семьи является приобщение детей к посильному труду с раннего возраста. Роль кормильца воспитывается у мужчины, хранительницы домашнего очага у женщин. Нравственность в выборе невесты или жениха просматривалось в советах взрослых: нельзя было брать невесту (жениха) из рода до 12 колена которого были суициды (суицид имеет особенности повторяться через некоторое время), запрещалось брать невест (женихов) из местностей, которые славились нехорошими качествами: непорядочностью, ленью, неверностью, завистью, воровством.

Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший брат не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Сейчас ассимилированные народы Хакасии переплелись своими нормами поведения, необходимо сохранить то что было, то что отшлифовано временем.

Сегодня как никогда мы обращаемся к источнику коллективного разума хакасского народа. Столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, стоит вопрос как воспитать человека человеком при таком обширном натиске негативной информации, мы вновь обращаемся к народной педагогике – накопленному сгустку разума и знаний.

Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».

3. Заключение

3.1. Хакасская семья и современность

Молодое поколение мам и пап, приводя детей в школу сразу отказываются от изучения ребенком родного языка, негатив к своему языку влечет невольное отчуждение ребенка и от воспитания которое использовалось веками нашими предками.

Интеграция в сфере современной национальной культуры состоит из трех составных: традиционной, современной, взаимодействия традиционной и современной культур. Какими воспитаем наших детей? Без традиционного фундамента, без «корней своего народа»? Обратимся к словам Г.Н.Волкова: «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций…Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни – опора и надежда наша, а может быть, и спасение…Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе.»

Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо хакасов.

Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать для воспитания жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками, легендами, пословицами.

Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике. В ней заключаются и цель, и конечные задачи воспитания и самовоспитания человека.

В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Никольская Л.А.Хакасия.Абакан.1968.
  3. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.
  4. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан 2008.
  5. Информаторы: Кокова М.Ф. с.Аскиз 2008.

Хакасы. Общие сведения

Х акасская автономная область расположена в южной части Кра­сноярского края, в Минусинской котловине. По характеру по- верхности она делится на равнинную и возвышенную (юго-за­падную), переходящую в горную. Северо-восточная часть представляет собой всхолмленную поверхность с небольшими возвышенностями, с пло­дородной черноземной почвой. Юго-западная часть тянется от погранич­ного с Тувинской автономной областью Саянскога хребта и включает цепь гор, отходящую от хр. Сайлюгема и продолжающуюся в северо-восточном на­ правлении до верховьев р. Томи под названием Абаканского хребта, а на северо-запад - до Кузнецкого Алатау.

Главные реки, протекающие через Хакассию, - Енисей и его левый приток Абакан. На севере Хакассии находятся системы рр. Черного и Белого Июсов, образующих Чулым и Саралы, а в северо-занадной части - пресные и горько-соленые озера. В большинстве районов об­ласти, за исключением территорий, расположенных в высокогорной и таежной частях, климат благоприятен для земледелия. Растительность степной части Хакассии разнообразна. Здесь имеется флора полупустын­ных каменистых степей и лесостепных лугов, но преобладает злаковая степь. Растительность лугов (в основном орошаемые и пойменные луга) состоит преимущественно из злаковых и бобовых. Растительность гор­ных районов - сплошные леса, смешанные (в нижнем поясе) и хвой­ные, с преобладанием кедра. В предгорьях Кузнецкого Алатау преоб­ладает лиственица. Леса Хакассии содержат большие запасы зверя, особенно пушного, охота на которого имеет важное значение для насе­ления. Хакассия богата полезными ископаемыми, на базе которых разви­вается крупная добывающая промышленность.

До Великой Октябрьской социалистической революции хакасов назы­вали татарами - минусинскими, абаканскими, иногда енисейскими. В это объединенное название входило пять тюркоязычных групп, значи­тельно отличающихся друг от друга как по своему этническому проис­хождению, так и по культуре и быту: качинцы (хаас), сагайцы (сагай), бельтиры (пелтар), кызыльцы (кышл) и койбалы (койбал).

Расселение этих групп накануне революции было следующим. Качинцы занимали степные пространства по левому берегу Енисея, по рр. Уйбату (левый его берег), Коксе, Бидже, Узунжулу и др. Район.

Их кочевания был ограничен с юга нижним течением Абакана (до впаде­ния в него р. Камышты), на западе - Белым Июсом и отрогами Кузнец­кого Алатау, па севере - верхним течением Чулыма, на востоке - Ени­сеем. Небольшое количество качинцев жило по р. Каче близ Красноярска и в Канском округе, где они давно осели и почти слились с русским насе­лением. Сагайцы населяли степь, ограниченную с запада отрогами Куз­нецкого Алатау, с востока рр. Камыштой и Абаканом (долины рр. База и правобережье Уйбата, Аскыз, Тёя, Неня, Большой и Малый Сыры и др.)- Бельтиры обитали по левобережью среднего течения Абакана и по обоим его берегам в верхнем течении (от дер. Монок до устья Кен- дырлы) и по рр. Кендырле, Арабату, Тёе, Есю, Сосу и Моноку. Койбалы жили в Койбальской и частично Абаканской степях (ограниченных с юга предгорьями Саян, с северо-востока Енисеем, с северо-запада Абаканом), по правому берегу среднего течения Абакана и по рр. Бее, Уту и Енисею. Кызыльцы расселялись в бассейнах Белого и Черного Июсов, по рр. Сережу, Печище, Салбату, по верхнему течению Урюпа и в окрест­ностях Божьего озера.

Археологические памятники свидетельствуют, что Присаянье (Мину­синская котловина) было населено в глубокой древности. Находки, относящиеся ко времени палеолита и неолита, показывают, что население занималось в эти эпохи охотой, рыболовством и собирательством, поль­зовалось огнем, делало орудия из камня и кости, шило одежду из шкур диких животных. В период, переходный от камня к бронзе, здесь заро­ждается скотоводство, но основными занятиями остаются охота и рыбо­ловство. Наиболее ранние следы скотоводства относятся ко времени III и начала II тысячелетия до н. э. и известны по находкам костей домашних животных (овцы, быка и лошади) в памятниках (могилах) афанасьев­ского типа.В это время скотоводство было очень незначительным. На­селение жило оседло, об этом говорят знакомство его с техникой сруб- ного дела (устройство в могилах деревянных срубов с бревенчатым по­толком) и остатки больших глиняных сосудов, не соответствующих ко­чевому образу жизни, сопряженному с постоянным передвижением. Данные эти указывают, что раннее скотоводство населения Минусин­ской котловины не было кочевым, и небольшое количество разводимого скота кормилось на ближайших пастбищах. Металлические орудия были распространены очень мало и изготовлялись преимущественно из меди. Сосуды лепили от руки налепом, плохо обжигали и украшали очень простым орнаментом. Было известно и прядение шерсти, обработка дерева и кости. Физический облик населения, судя по костякам из афанасьевских могил, был иным, чем у современных хакасов. Здесь жили более высокорослые люди европеоидного облика, с черепом и лицом удлиненной формы, с тонким прямым или горбатым носом. Скотоводство получило дальнейшее развитие и стало вместе с мотыжным земле­делием (зародившимся, вероятно, также в период памятников афанась­евского типа) основой хозяйства древних минусинцев на следующем этапе развития культуры (XVII-XII вв. до н. э.), который характери­зуется памятниками андроновского типа. На это указывают массовые находки костей домашних животных, особенно овцы и крупного рогатого скота, и остатки изделий из шерсти овцы в некоторых могилах (улус Орак и дер. Андроново).

Культурный прогресс населения проявился особенно сильно в области металлургии. Металлические орудия стали делать из бронзы путем литья, формы их стали многообразны. Развилась и техника добычи руды.

Следующий этап древней культуры характеризуется памятниками карасукского типа, датируемыми XII-VII вв. до н. э. Скотоводство продолжало развиваться путем специализации отдельных его отраслей. Овцеводство приняло мясное направление. Более широкое разведение коров способствовало развитию молочного хозяйства. Зона скотоводства расширялась за счет освоения сухих степей левобережья Енисея. К концу этого периода лошадь широко используется как транспортное животное. Развивалось земледелие преимущественно по правобережью Енисея, о чем говорят частые находки бронзовых серпов. Развитие металлургии и литья сказалось на расширении ассортимента изготовляемых брон­зовых орудий и оружия (ножей, наконечников копий, топоров-«кельтов» и т. д.).

Дальнейшее развитие скотоводства как основной отрасли хозяйства было связано с переходом от оседлого пастушеского скотоводства к полу­кочевому. Такая система хозяйства позволила освоить сухие Минусин­ские степи. Это произошло, примерно, в VII-II вв. до н. э. и засвидетель­ствовано памятниками тагарской культуры.Скотоводы, помимо выпаса скота вблизи постоянного жилища, летом угоняли его на пастбища, уда­ленные на значительное расстояние от зимнего жилья, и жили там сами во временных жилищах, а к зиме возвращались в зимники. Переход к по­лукочевой форме расширил кормовую базу скотоводства и вызвал значи­тельное увеличение его размеров.

Физический облик населения европеоидный. К этому времени стано­вится известным имя и внешний тип носителей данной культуры по ки­тайским письменным источникам. Китайцы их называют динлинами и со­общают, что динлины были белокурыми, голубоглазыми, с прямым (с горбинкой) носом. В китайских летописях отмечаются частые столкно­вения и войны динлинов с хуннами, данниками которых они являлись. Происходило, несомненно, и смешение динлинов с монгольскими и тюрк­скими элементами, входившими в сложный племенной состав хуннов.

Памятники тагарской культуры (соответствующие памятникам скифо­сарматского периода Восточной Европы) свидетельствуют о высоком для своего времени развитии местной металлургии. В этот же период появились и такие средства передвижения, как четырехколесная повозка и сани, что видно по изображениям на могильных камнях. Мотыжное земледелие сохранило свое значение в хозяйственной жизни (находки брон- ювых серпов и зерен проса в могилах). Среди наскальных изображений встречается фигура человека с мотыгой. Значительную роль продол­жали играть охота и рыболовство. Охота была основной отраслью произ­водства таежных и притаежных племен. О развитии в это время обмена говорят археологические находки завозных предметов.

Археологические памятники таштыкского типа (первые века до и после нашей эры), дают основание судить о следующем этапе культурного развития, относящегося к периоду господства железных изделий. В них ясно отражено наличие двух типов хозяйства: полуоседлого земледель­ческо-скотоводческого с разведением мелкого скота и кочевого ското­водческого. Инвентарь погребений кочевников содержит элементы той культуры, облик которой так подробно рисуется при изучении погре­бального инвентаря древних енисейских киргизов или «хягасов» китай­ских летописей. О племенном составе населения свидетельствуют китай­ские источники. Они упоминают народ киргиз, или хягас, обитавший на протяжении веков (по крайней мере с таштыкского времени) на верх­нем Енисее. Киргизы, по свидетельству китайской летописи, переме­шивались с диилинами. Рисуя облик жителей государства киргизов, ки­тайская летопись отмечает: «Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами (черные волосы считались нехо­рошим признаком), с карими глазами почитались потомками Ли Лин» (китайского полководца).

Кроме китайских летописных известий, источником для суждения о внешности древних киргизов служат погребальные гипсовидные маски из Таштыкских погребений. Маски изображали лицо погребенного, ко­торому старались придать портретное сходство, и убедительно говорят о смешении динлинского и монголоидного элементов. Одни из них хорошо передают динлинский тип, как он описан китайцами, другие - монго­лоидный, третьи отразили смешение этих черт в одном облике.

В политическом отношении древнее население Минусинской котло­вины в таштыкское время находится в зависимости от хуннов, под власть которых они подпали еще в период тагарских памятников. Господство хуннов сменилось господством сянбийцев (II-IV в.), затем жужаней, власть которых в VI в. была свергнута алтайскими тюркоязычными племенами (тюркский каганат). Оказавшись на положении данников тюркских каганов, кочевые, полуоседлые и охотничьи племена Мину­синской котловины, довольно разнородные в этническом отношении, продолжали смешиваться между собой. К этому времени здесь особенно усиливается тюркский этнический элемент за счет североуйгурских племен, занимавших в это время бассейн Селенги и верховья Енисея. Северо­уйгурские и алтайские племена не только подчиняют себе, но и тюрки- зируют (по языку) племена северной части Саяно-Алтайского нагорья, говорившие на самодийских языках и на языке, родственном современ­ному енисейско-остяцкому или кетскому. Следы этого процесса высту­пают в особенностях диалектов современных хакасов и шорцев, сохра­нивших родство с языком древних алтайских тюрков и уйгуров.

В 745 г. киргизы становятся данниками уйгурских ханов (сменивших тюркских каганов), вступают в длительную борьбу с уйгурами, которая оканчивается к середине IX в. победой киргизов и установлением их господства в восточной части Центральной Азии. Глава киргизов-хяга- сов, носивший титул ажо, переносит свой центр на Селенгу, вступает в сношения с китайским императорским двором и распространяет свое господство на запад до степей современного Казахстана, а на юг - до Тибета. В это время киргизы устанавливают торговые связи с арабами, Тибетом, Китаем, карлуками. От арабов к ним привозили ткани. Выво­зили киргизы из своей страны много мускуса, мехов, а в Китай, к импера­торскому двору, - доброкачественное железное оружие, которым они лрежде платили дань тюркским каганам.

Китайская династийная летопись Тан-шу (618-907 гг.) сообщает сведения о быте и хозяйстве киргизов: «Меха собольи и рысьи составляют богатое одеяние. Ажо зимою носит соболью шапку, а летом шляпу с зо­лотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валяные шляпы. Вообще любят носить на поясе точило. Низшие одеваются в овчинное платье и ходят без шляп. Женщины носят платье из шерстяных и шелковых тканей. Зимой живут в избах, покрытых дре­весной корою. Питаются мясом и кобыльим молоком». Далее сообщаетсяI «Сеют просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. . . Муку мелют* ручными мельницами. Нет ни плодов древесных, ни овоща огородного. Лошади плотны и рослы. Имеют верблюдов, коров, овец; коровы наи­более многочисленны; у богатых земледельцев достигают нескольких тысяч». Киргизы продолжали развивать те же отрасли сельского хозяй­ства, к которым перешло население Минусинской котловины еще во вто­рой половине I тысячелетия до н. э. Скотоводство киргизов было паст­бищным. В течение круглого года скот перегоняли с пастбища на паст­бище в зависимости от наличия травы и воды. Перекочевки стали постоян­ными, появилось войлочное переносное жилище-кибитка.

Землю обрабатывали уже не ручными мотыгами, а деревянными со­хами с железными сошниками, требовавшими применения тягловой силы животного. Плужное земледелие распространялось и на засушливые районы, где пользовались оросительными сооружениями, следы которых сохранились до наших дней; это, как и остаток дорог, мощенных камнем, свидетельствует о высоком уровне строительной техники киргизов. Часть- населения страны киргизов, обитавшая в горной тайге и по долинам боль­ших рек, занималась охотой и рыболовством, - об этом говорят архео­логические памятники и китайские летописные известия.

Видное место в производстве киргизов-хягасов занимали ремесла, особенно кузнечное. Памятниками его являются заброшенные железные рудники, так называемые «чудские ямы», остатки сыродутных горнов, скопления шлаков. Киргизские кузнецы славились уменьем делать же­лезное оружие, высокое качество их изделий весьма ценилось китай­ским императорским двором, куда они доставлялись. Из железа киргизы" ковали различные сельскохозяйственные орудия (сошники, серпы), пред­меты военного снаряжения и оружие (панцыри, пики, сабли и т. д.) и мно­гие другие предметы хозяйственного и бытового обихода. Киргизское ремесло не ограничивалось кузнечеством. Вырабатывали еще техникой ковки, чеканки и литья прекрасные серебряные и золотые блюда, кубки, чаши и другие сосуды, украшения сбруи и т. д. Орнаментировка этих вещей, найденных в киргизских каменных курганах, поражает изяще­ством, смелостью композиции, разнообразием сюжетов, реалистичностью* трактовки, например охотничьих сцен и т. д. Киргизам известно было- и гончарное дело с применением гончарного круга.

Высоким достижением киргизской культуры было наличие письмен­ности. Китайская летопись сравнивает их письмо и язык с уйгурским. Здесь, несомненно, подразумевается тюркское руническое письмо, дошед­шее до нас в виде эпитафий на могильных камнях, особенно знатных киргизов (енисейские падписи), надписей на скалах, содержащих ценные сведения о быте и культуре киргизов, а также в виде кратких надписей на различных предметах быта (серебряных кувшинчиках, поясных бляшках), обнаруженных археологами в богатых киргизских погребе­ниях. Памятники древнетюркской рунической письменности найдены в рай­оне обитания потомков древних хягасов - енисейских киргизов XVII в., а именно: в верховьях Чулыма (реки Белый и Черный Июсы), в доли­нах рек Уйбата, Ташебы, Тубы, Ои, в Койбальской и Абанской степях и т. д. Всюду в этих местах, по крайней мере в VII-VIII вв., зву­чала тюркская речь и было распространено древнетюркское письмо. Киргизам был известен календарь двенадцатилетнего животного цикла, где каждый год обозначался именем животного (год зайца, год лошади и т. д.). Летопись сообщает о некоторых обычаях киргизов, например о калыме и др.

По религии киргизы-хягасы были шаманистами. При жертвоприноше­нии духам просили об обеспечении пастбищ водой и травой. Умерших хоронили в курганах, причем богатых сжигали.

Среди киргизов существовало экономическое неравенство, отражав­шее далеко зашедшее разложение первобытно-общинного строя. Аристо­кратическая верхушка эксплуатировала своих соплеменников и покорен­ные племена и народы. Социально-экономическое неравенство ярко от­разилось в погребальном обряде. Простого киргиза хоронили с конем. С ним погребали также скромное оружие - саблю, железные стрелы, берестяные колчаны, тесло и принадлежности конского верхового снаря­жения, ножи. Украшения на одежде покойника и сбруе представляли собой простые медные и железные бляшки, застежки, пряжки и т. п. Погребальная пища состояла из мяса овцы или коровы; питье, видимо, молочные продукты, ставили в грубом глиняном сосуде ручной выделки.

В курганах богачей, киргизской аристократической верхушки под "большими каменными насыпями с покойником погребали богатые и пыш­ные сбруйные и поясные наборы из золота и серебра, высокохудоже­ственные золотые и серебряные кубки и блюда и много других ценных предметов быта, свидетельствующих о роскошном образе жизни их вла­дельцев. Киргизская эксплуататорская верхушка собирала натураль­ную дань с подвластных им племен. Племена, обитавшие в горной тайге ’Саяно-Алтайского нагорья, платили дань пушниной (белками и собо­лями). Тяжелое положение данников усугублялось тем. что, как свиде­тельствует китайская летопись, киргизы ловили их и заставляли рабо­тать в своем хозяйстве. Среди киргизов были богатые хозяйства, вла­девшие стадами, насчитывавшими тысячи голов скота. Эти хозяйства были основаны на принудительном труде данников. Точно так же, видимо, при помощи их рабского труда, были построены большие оросительные -сооружения и проложены дороги, мощенные камнем. Разумеется, экс­плуатация имела место и среди самих киргизов, где имущественное не­равенство зашло весьма далеко, однако выражалось в ранних, патриар­хально-феодальных формах, ибо родовые патриархальные обычаи в то время были очень живучи. Общественные отношения у киргизов прини­мали классовое содержание в форме рабства и патриархально-феодаль­ных отношений.

Господство киргизов было кратковременным. В начале X в. их по беждают кидане, династия которых находилась в Северном Китае. В 1207 г. киргизская правящая верхушка добровольно подчинила кир­гизов Чингис-хану и поднесла его сыну Джучию белых меринов и собо­лей в знак покорности. Однако в результате политики грабежа и наси­лий, проводимой монгольскими завоевателями, среди массы рядовых кир­гизов вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялись. В период господства Чингис-хана в стране киргизов попрежнему сеяли пшеницу, добывали железо. В ней в большом количестве жили китайские ремес­ленники, которые занимались «тканьем шелковых материй, флера, парчи и цветных материй» (сообщение китайского монаха ЧанЧуня 1223 г.). Позднее, когда потомки Чингис-хана распространили свое господство и на Китай (юаньская династия, 1260-1368 гг.), китайские ремеслен­ники продолжали жить и работать в стране киргизов, особенно в царст­вование Хубилая (1259-1294 гг.). После смерти Хубилая за престол юаньской (монгольской) династии разгорается борьба между чингизи­дами. Страна киргизов втягивается в междоусобные войны, что еще больше ухудшает условия жизни большинства киргизов.

Под игом монгольских феодалов культура киргизов приходит в упадок. Развитое земледелие уступает место экстенсивному скотоводству, ис­чезает постепенно ремесло, утрачивается письменность. С падением мон­гольской династии и изгнанием восточных монголов из Китая (1368 г.) разгорается борьба между восточными и западными монголами, в ре­зультате которой наступает кратковременное господство западных мон­голов, или ойратов (середина XV в.). Но после смерти ойратского хана Эсеня (1453 г.) западные монголы теряют господствующее положение. Междоусобицы и связанный с ними процесс политического дробления приводят к образованию в конце XVI в. кратковременного государства под главенством Алтын-ханов. Территория его находилась к западу от верховьев р. Селенги и оз. Косогола до верховьев Иртыша, с центром у оз. Убса-Нур. Политическое влияние государства Алтын-ханов распро­странялось на Минусинскую котловину, т. е. на енисейских киргизов и частично (после падения Сибирского ханства) на телеутов, коче­вавших в междуречье Иртыша и Оби.

В начале XVII в. на Енисее появляются русские. Енисейские киргизы в то время были численно небольшой группой. В документе 1616 г. го­ворится, что «киргизов самих человек с 300, а черных людей ясачных мужиков, а по киргизски киштымов, с 1000 человек». По данным Н. Спафария, проезжавшего через Сибирь в 1675 г., киргизов: «человек с 1000, толко гораздо вОисты, и язык и вера их татарская».

В первой половине XVII в. кочевья киргизов были разбросаны по об­ширной территории бассейна верхнего течения Чулыма, включая его истоки Белый и Черный Июсы. Когда в 1621 г. строили Мелецкий острог, то это место считалось «впереди Киргизской земли». Ставка киргизских князей была на Белом Июсе, где у них находился «каменный городок». Во 2-й половине XVII в. границы кочевий киргизов сместились по Енисею на юг, вплоть до Саянского хребта.

Киргизы были типичными скотоводами-степняками, разводившими лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Жили в войлочных переносных юртах. Они утратили древнетюркскую письменность, и при сношениях с русскими их князья пользовались калмыцким письмом. Жили они патриархально-феодальным строем. Во главе всех киргизов стоял князь, которому подчинялись другие. Киргизские князья жестока эксплуатировали своих данников-киштымов. По сообщению русских послов, ездивших в 1616 г. к Алтын-хану через киргизскую землю, «у них Немек князь и начальной, и та киргизская земля вся ныне ево, а наперед того была отца ево, да под ним Немеком 2 князка Номча до Кора». В 40-х годах XVI в. «лутчим» и старшим князем стал Кочебай, а в 50-х годах Ишей, а после него Иренак или Еренак. Основными улусами енисейских киргизов в XVII в. были: Езерский и Алтысарский. Во 2-й половине XVII в. к ним присоединился еще Алтырский улус, который иногда в русских документах именуется «верхними киргизами». Ставка алтырских князей находилась на Нине, притоке Уйбата. Алтырские князья считали своими киштымами кизылов, басагаров, ачинцев, аргунов, шустов, камларов и др., обитавших в бассейне Чулыма, а также аринов, ястыицев, тинцев и качипцев, живших близ Красноярска. Киштымами у них были сагайцы, бельтиры, часть саян и тубинцев, а также шорцы. Обычно к киргизским улусам принято относить еще Тубинский улус. Но тубинцы не были кир­гизами, они в своей основе состояли из самодийскоязычных племен и родов, и князья их лишь находились в коалиции с киргизскими князьями про­тив русских, причем роднились с киргизами через брачные связи. Киш­тымами тубинцев были котты, асаны, маторы, койбалы и т. д.

С появлением русских на Енисее началось постепенное включение в состав русского государства различных мелких родоплеменных групп, зависимых от Алтын-хана и от енисейских киргизов.

Политическая обстановка для этого была благоприятной. Крупные западномонгольские феодалы, Алтын-хан и киргизские князья, взаимно враждовали и воевали друг против друга. Различные перечисленные выше племена, роды и территориальные группы подвластного киргиз­ским феодалам населения то и дело подвергались насилиям и гра­бежам враждующих сторон. Многоданничество этого населения было наиболее тяжелой формой их ограбления и разорения. Вероятно, по­этому русским казакам, проникшим в бассейн Енисея, так легко и быстро удавалось получать признание подданства русскому государству (с обязательством вносить ясак) со стороны упомянутых выше племен и групп. Переход под покровительство русского государства избав­лял их прежде всего от многоданничества, сопровождавшегося гра­бежами и насилиями, сулил возможность спокойных хозяйственных занятий. Заинтересованы были мелкие племена и роды также и в раз­витии обмена с русским населением, в сбыте скота и пушнины и в приобре­тении различных русских товаров. В 1608 г. дали согласие стать под­данными русского государства и платить ясак арины, жившие вниз по Енисею от устья р. Качи до порога. Местообитание их русские служи­лые люди называли Тюлькиной землицей, по имени аринского князьца Тюльки. В 1609 г. такое же согласие добровольно дали маторы, тубинцы и джесары (ястынцы), а в 1620 г. сагайцы. Однако на протяжении всего XVII в. некоторые бывшие киргизские и монгольские киштымы, со­гласившиеся на признание русского подданства, именуются в документах «немирными», ибо они часто «отлагались» от ясака. Причиной этого были частично притеснения со стороны царских воевод и их помощников, но в большей степени принуждение или подстрекательство со стороны кир­гизских, монгольских и джунгарских феодалов, боровшихся с русскими за монопольную эксплуатацию своих киштымов. Русские казаки закла­дывают целый ряд острогов, в том числе Красноярский (1628 г.), Кан­ский (1629 г.), Ачинский (1641 г.). Русские города и поселения в течение XVII в. непрерывно подвергаются нападению и разграблению со сто­роны киргизских и джунгарских феодалов, которые действовали круп­ными отрядами; в состав их иногда принудительно включались и их киш­тымы. Такое положение длилось до начала XVIII в., когда в 1703 г. боль­шая часть киргизов была уведена джунгарскими зайсанами в Джунга­рию, где их поселили по рекам Или и Таласу. На Енисее наступает успо­коение, и русские окончательно осваивают Минусинскую котловину. В 1707 г. закладывается Абаканский острог, а в 1709 г. - Саянский. Джун­гарский контайши еще и после этого продолжал считать саяно-алтай- ские племена своими данниками и посылал к ним сборщиков. Оконча­тельно ликвидируется многоданничество саяно-алтайских племен только с падением Джунгарии в половине XVIII в.

Несмотря на то что включение Минусинской котловины в русское государство сделало населяющие ее племена объектом колониальной политики царизма, оно в то же время сыграло положительную роль в их истории, ибо не только избавило их от жестокой эксплуатации и гнета различных азиатских феодалов, ликвидировало многоданничество, укре­пило и развило экономику, но еще поставило их бок о бок со значительно более высоким по культуре русским народом, тесное общение с которым содействовало повышению уровня культуры этих племен.

Ближайшими историческими предками современных хакасов были упомянутые киргизские кыштымы XVII в., т. е. различные тюрко-, само- дийско- и кетоязычныеплемена и территориальные группы (перечислен­ные выше в составе киргизских улусов) вместе с оставшейся небольшой частью енисейских киргизов (потомков средневековых киргизов). В XVII в. территория, населенная ими, входила в состав Красноярского уезда, образуя следующие «землицы»: Аринскую, Качинскую, Ярин- скую, Камасинскую, Канскую, Братскую (под Удинским острогом), Тубинскую, Саянскую, Кайсотскую (окрестности оз. Косогол). Кето- язычная группа, самая большая по численности, состояла из аринов, коттов, асанов, тинцев, кайдинцев, яринцев, байкотовцев, и др., кото­рые входили в Аринскую, Яринскую, Канскую, Тубинскую и Удин- скую землицы. Второй по численности (не считая собственно киргизов) в Красноярском уезде была тюркоязычная группа, население которой жило в Качинской, Яринской, Камасинской, Саянской, Кайсотской и Удинской землицах. Большинство тюркоязычного населения (предков современных хакасов), жившего в бассейне Чулыма и Белого и Черного Июсов, входило в различные землицы и волости Томского и Кузнец­кого уездов (ачи, камлары, басагары, кизылы, сагаи, бельтиры). Сле­дующей по численности была самодийскоязычная группа, расселен­ная в Камасинской, Тубинской и Удинской землицах. Сюда относятся маторы, тубинцы, камасинцы, конные кашинцы и др. Разнородные по своему этническому происхождению хакасы уже в первой половине

XVIII в. в отношении языка были в основном тюркизированы. Однако отдельные лица помнили частично свой прежний (кетский или само­дийский) язык еще в первой половине XIX в.

В XVIII в. управление хакасами было разделено между воеводскими канцеляриями городов Красноярска и Кузнецка. Подчинявшиеся красно­ярскому воеводе хакасы делились в административном отношении на зем­лицы: Качинскую, Койбальскую, Яринскую, Кайдинскую, а кузнецкому воеводе - на волости Сагайскую, Бельтирскую, Камашинскую и Удинскую.Во главе землиц и волостей стояли башлыки или князьцы. Землицы подразделялись на улусы или аймаки, возглавлявшиеся князьцами, кото­рые выбирались бессрочно и даже передавали свое звание по наследству. У князьцов были помощники - ясаулы, которые собирали ясак и несли мелкие полицейские обязанности. Князьцы чинили суд, в котором при­нимали участие также и «лутчие люди», т. е. наиболее влиятельные богатые родовичи.

С введением «Устава об инородцах» 1822 г. хакасы вошли в состав Ени­сейской губернии (Ачинский и Минусинский уезды). У них были обра­зованы степные думы: в Ачинском уезде Кызыльская, в Минусинском - Дума соединенных разнородных племен, или Сагайская (позже Аскыз- ская), Качинская и Койбальская. Дума осуществляла административное управление и состояла из определенных административных родов или улусов С 1858 г. была упразднена Койбальская дума и население ее на правах административного рода было приписано к Думе соединен­ных разнородных племен.

Позднее эти думы (80-е годы XIX в.) стали именоваться инородческими управами: Кызыльской, Абаканской (Качинской), Сагайской, или Ас- кызской. В 1913 г. после землеустройства инородческие управы или ве­домства были преобразованы в волости - Кызыльскую, Усть-Абакан- скую, Аскызскую.

Общего самоназвания хакасы до революции не имели. Обычно они именовали себя по названию сеока - рода. Однако в некоторых думах сознание общности населения уже сложилось настолько, что отразилось в общем самоназвании. Таковы наименования «качинцы», «кизыльцы» и «койбалы». В Аскызской, или Сагайской, думе в особую родственную группу выделили себя бельтиры. Сагайцами сами себя именовали только те, которые принадлежали к роду Сагай, остальные называли себя по сеоку. Общее для всех наименование «хакасы» возникло лишь после Октябрьской революции и отразило попытку хакасской интеллигенции подчеркнуть связь современных хакасов по происхождению с древним населением Минусинской котловины - хягасами китайских летописей.

В рамках административного деления, установившегося после ре­формы 1822 г., среди перечисленных групп хакасов создавалась посте­пенно некоторая общность культуры и быта, но вырабатывались также и своеобразные специфические черты, отличающие эти группы друг от друга. В старой научной литературе они безоговорочно и неправильно выдавались за племенные особенности, и таким путем было создано неверное представление о пяти хакасских «племенах» - качинцах, ки- зыльцах, сагайцах, койбалах и бельтирах. В действительности же большинство из них не являлось племенами в подлинном смысле этого слова, так как сложились они не в результате естественного раз­вития и роста кровнородственных связей, а путем чисто историческим, т. е. в результате дробления и смешения родоплеменных групп, со­вершенно различных по своему происхождению и языку. Таково, на­пример, происхождение сагайцев и койбалов, представлявших собой конгломерат из осколков различных племен и родов, резко различных по этническому происхождению и языку, в котором победу одерживал тот или иной тюркский язык. Мы дадим здесь краткую этногра­фическую характеристику этих сложных по своему этническому составу территориально-административных групп.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!