Туристический портал - Excursiivsochi

Амфитеатр флавия в поццуоли. Колизей

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.

Амфитеатр Флавиев только с 11 в. н.э. стали называть Колизеем. Это название появилось, по всей вероятности, из-за расположенного поблизости Колосса - исполинской статуи Нерона, воздвигнутой им в честь самого себя.

По другой версии Колизей стали называть так из-за его огромных, колоссальных размеров. Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона (Domus Aurea ). Возведение Колизея началось в 75 г. н. э. при императоре Веспасиане , который решил построить его после побед в Иудее.

Известно, что идея постройки Колизея принадлежала еще первому императору Рима - Октавиану Августу . Веспасиан не дожил до окончания строительства, поэтому открывал амфитеатр в 80 г. император Тит . Из произведений латинских авторов известно, что празднования по поводу окончания строительства продолжались 100 дней подряд, и в жертву богам за это время было принесено более 5000 животных.

Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы.

В 405 г. н.э. император Гонорий запретил гладиаторские бои как несогласные с духом христианства. Последнее представление в Колизее произошло при императоре Теодорихе в 523 г. н. э. Позднее в опустевших апсидах стали селиться люди, а само здание начали постепенно разбирать по камушку, используя как даровой строительный материал. В 12 в. он вошел в состав крепости Франджипанис. Папа Бенедикт XIV официально посвятил здание Колизея Страстям Христовым и обозначил здесь 14 остановок Крестного пути, положив начало традиции, существующей до наших дней.

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных- археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись морские сражения (наумахии).

Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света и, по результатам голосования, был признан таковым.

Внешний вид

Амфитеатр имеет форму эллипса с длинной осью в 188 м и короткой в 156 м. Высота четырехъярусного здания, построенного из крупных кусков травертинского мрамора, скрепленных между собой железными связями, составляет около 50 м. Для внутренних работ использовались также туф и кирпич.

Внешняя кольцевая стена в полную высоту сохранилась лишь с северной стороны. Первые три яруса были окружены аркадами по 80 арок в каждой. Арки первого яруса украшали тосканские колонны, арки второго яруса - ионические, а третьего - коринфские. В каждой арке второго и третьего яруса стояло по статуе. Четвертый ярус был образован из 80 панелей с обозначенными на них коринфскими пилястрами, между которыми были сделаны окна и набиты круглые бронзовые щиты (clipea).

В отверстиях верхнего карниза были укреплены по три кронштейна, поддерживавших деревянные брусья, к которым крепился полотняный тент - велариум, защищавший зрителей на трибунах от солнца и дождя.

Входы на коротких сторонах предварялись небольшим портиком на двух колоннах. Оттуда начиналась галерея, где были зарезервированы места для высокопоставленных чиновников. Через входы на длинных сторонах в амфитеатр попадали гладиаторы. Трибуны Колизея могли вместить 87000 зрителей. Вокруг амфитеатра находилось широкое пространство, замощенное туфом и огражденное двухъярусной галереей.

Внутренние помещения

Под ареной, покрытой дощатым настилом, помещались многочисленные помещения, где размещались службы, обеспечивающие проведение состязаний. Здесь находились клетки с дикими животными, подъемные механизмы, с помощью которых на арену доставляли хищников. Под входными коридорами находился центральный коридор, шедший на восток, к Школе гладиаторов.

Хотя представления были бесплатными для всех без исключения, места на трибунах распределялись в твердо установленном порядке. Туда можно было пройти через четверо главных ворот. Трибуны представляли из себя ступени, облицованные мрамором. Они были разделены на сектора в соответствии с общественным положением зрителей.

Нижний ряд, или подий (подиум), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище. Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Имена сенаторов были вырезаны либо на самих сиденьях, либо на парапете. Имена постепенно стирались и заменялись именами новых представителей правящего класса (те, что сохранились, принадлежат сенаторам 5 в. н. э.).

Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Предпоследний ярус занимали рабы. Последний же ярус предназначался исключительно для женщин.

Под подиумом трибуны проходил широкий открытый коридор, которым пользовался обслуживающий персонал. Выход с трибун был очень простым, благодаря совершенной системе небольших лестниц, равномерно распределенных среди 80 арок верхнего и нижнего ярусов. В случае чрезвычайного происшествия все гости могли покинуть амфитеатр всего за 5 минут.

Состязания

Во времена Республики игры устраивали на Римском форуме или Бычьем рынке, а позже на Марсовом поле. В Колизее устраивали два типа зрелищ: бои гладиаторов и сражения с дикими зверями или бои между дикими зверями. В начале битва гладиаторов считалась неким коллективным ритуалом, который служил выражением могущества благородных слоев населения.

В последующие века этот род зрелищ продолжал играть важную роль, и этот подарок народу использовался для целей политической пропаганды. Гладиаторов набирали среди приговоренных к смертной казни, пленных или рабов. Поединок продолжался до гибели одного из соперников, хотя проигравший мог обратиться к публике за помилованием.

Охота с участием на арене диких зверей вошла в моду после завоевания Средиземноморья и пользовалась особой популярностью, поскольку зрители имели возможность увидеть поединки с необычными и экзотическими животными. Существуют свидетельства, что во 2 в. до н. э. Сципий Младший ввел новый вид зрелищ, во время которых хищникам скармливали дезертиров с поля боя.

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» - символом Лондона, Спасская башня Кремля - символом Москвы, Пизанская башня - символом Пизы, а Карлов мост - символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Амфитеатр Флавиев, или Колизей, находится в Риме и является большой эллипсоидной ареной, возведенной в самом начале нашей эры (І век), во времена правителей династии Флавиев. Ристалище использовалось для проведения различных захватывающих общественных развлекательных мероприятий. Давайте ознакомимся более подробно с историей амфитеатра и разберемся, сколько лет Колизею в Риме.

Цель строительства

Кто построил Колизей в Риме и зачем? Строительство амфитеатра было начато в 72 году, в период царствования Тита Флавия Веспиана (20 декабря 69 года - 24 июня 79 года) на месте, где когда-то находилось озеро и сады дворцово-паркового комплекса «Золотой дом» императора Нерона.

Сооружение было частью более широкой программы строительства, начатого Веспасианом, связанной с восстановлением былой славы Рима, которая была утеряна в результате гражданской войны после смерти правителя-тирана Нерона. Также император указал начать чеканку новых монет с изображением новых зданий - Храма Мира, Святилища Клавдия и Колизея - дабы показать миру, что возрождающийся Рим по-прежнему является центром Древнего мира.

Происхождение названия

Первое название достопримечательности - амфитеатр Флавиев. Как можно догадаться, такое имя строение получило в честь династии, инициировавшей строительство.

А известное всем современное имя Колизей (на английском Colosseum) пошло от очень большой скульптуры Нерона, которая стояла рядом с театром, но исчезла бесследно в Средние века. Дословно название переводится как "огромная статуя" (от английского слова colossus).

История строительства

Главные строительные работы длились восемь лет. Амфитеатр Флавиев начал свою деятельность уже в 80 году, то есть во время царствования Тита, первого наследника бывшего императора Веспасиана. Но лишь в период правления другого сына, Домициана, окончательно завершились все работы.

Финансирование велось за счет разграбления Иерусалима и продажи оттуда пленников (их число равнялось тридцати тысячам). Еще сто тысяч рабов были доставлены в Рим для добывания строительного материала и самой стройки.

Поэтому получается, что театр был сооружен в основном из местных минералов и кирпичей. Так, стены возведены из крупного травертинового мрамора, а для их отделки использовали камень вулканического туфа, известняк и кирпич. Своды Колизея возвели из легкой пемзы.

Размеры постройки

Готовый Колизей в Древнем Риме был чем-то таким, чего раньше не видели. Он имел четыре этажа и высоту стен более 45 метров (около 150 футов), а в некоторых местах они достигали и 50 метров. Толщина фундамента равнялась 13 метрам. А размеры в длину просто поражали - стены наружного эллипса имели длину в 524 метра. Сама арена была шириной 53,62 метра и длиной 85,75 метра. Общая площадь Колизея - 24 000 квадратных метров.

Благодаря таким внушительным размерам строение позволяло вмещать в себе до восьмидесяти пяти тысяч зрителей.

Архитектура амфитеатра

Архитектура Колизея в Риме также впечатляющая - монументальные арки, расположенные в три яруса, колонны ионического, тосканского, коринфского ордеров.

Сооружение включало восемьдесят входов. Четыре из них были предназначены для правителей. Они находились в северной части сооружения. Четырнадцать входов служили для всадников, остальные пятьдесят два - для остальных зрителей.

Схема занимаемых мест по классовой принадлежности (снизу-вверх):

  • сенаторы;
  • знать;
  • остальные граждане.

Места императора и его свиты располагались на севере и юге.

Система коридоров и туннелей практически исключала возможность давки и встречи людей из разных классов.

Также архитектура строения предусматривала установку тентов над ареной во время слишком солнечных дней.

Предназначение амфитеатра

В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).

На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.

Посещать Колизей могли все - от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.

Гладиаторские бои

В роли гладиаторов выступали люди, которые, по сути, были не нужны государству больше ни для каких других целей и не имели никаких прав. Чаще всего это были рабы и приговоренные к смертной казни осужденные. Этих людей на бои отправляли не сразу. Вначале им требовалось пройти подготовку в гладиаторских школах.

Рабы имели некоторое преимущество перед преступниками. У последних не было никакого шанса на выживание - им предстояло умереть либо на арене во время боя, либо во время осуществления смертной казни. Рабы же должны были выступать в Колизее лишь на протяжении трех лет.

Через какое-то время в ряды гладиаторов начали записываться и добровольцы - свободные римляне. Обучение длилось несколько лет, прежде чем им разрешалось выйти на арену. Гладиаторы подчинялись ланисте - надзирателю, у которого было право жизни и смерти над воинами.

Охота на животных

Не менее популярной в Колизее была охота на животных. Она проводилась в первой половине дня и была своеобразной прелюдией к гладиаторским боям вечером.

Эти представления были единственной возможностью для многих граждан увидеть редкие для них виды животных, которых специально отлавливали в разных уголках римской империи и не только. Среди них были:

  • львы;
  • тигры;
  • слоны;
  • быки;
  • медведи;
  • крокодилы;
  • носороги и другие.

Высота ограждения арены от зрителей увеличивалась до пяти метров для безопасности последних. А для большего интереса организаторы выставляли смешанные пары. Например, питона против медведя, медведя против тюленя, льва против крокодила. Но можно было увидеть и классические схватки - льва против тигра.

Другой разновидностью состязаний были бои людей против животных. Борцов снаряжали копьем и выпускали на арену.

Морские сражения

Самыми дорогими мероприятиями, проводимые в стенах Колизея, были бои под названием навмахия, или морские сражения. Это были воспроизведения известных боев в открытом море. Арена наполнялась водой при помощи сложнейшей гидравлической системы.

Участниками практически всегда были преступники, которых приговорили к смерти, иногда в их рядах встречались специально обученные моряки. Для сражений использовались корабли, которые ничем не уступали настоящим боевым.

За период проведения навмахии были поставлены такие морские баталии, как:

  • истребление афинского флота при Эгоспотамах;
  • торжество греков над персами во время баталии при Саламине и другие.

После игр

История Колизея в Риме сильно изменилась с распространением христианства по территории Европы. С его приходом в Италию убийства людей в стенах амфитеатра прекратились, как и охота на животных. Произошло это в 405 году по распоряжению императора Гонория. Помимо этого, организация и проведение игр требовало немалых финансовых затрат, на которые римская империя больше не могла идти по причине экономического кризиса, вызванного вторжениями варваров.

Колизей в Риме начали использовать для более простых целей в разное время:

  • для жилья;
  • в качестве крепости;
  • как религиозную обитель.

За сооружением перестали так старательно ухаживать, как в эпоху гладиаторских боев. Стены театра начала поддаваться варварскому отношению людей, которые растягивали по своим домам и на строительство других зданий практически все, что видели и могли унести. Например, мраморная облицовка и кирпичи Колизея использовались во время возведения Палаццо Венеция, Соборов святого Петра и Иоанна Крестителя. Не менее разрушительное влияние оказали и возникающие время от времени землетрясения. Например, в результате самого мощного из них в четырнадцатом веке была разрушена одна часть стены театра.

Постепенно Колизей в Древнем Риме угасал, оставляя после себя лишь тень.

По оценкам исследователей, амфитеатр только за пять веков (с VI по ХХІ вв.) потерял почти две трети от своего первоначального размера.

Возрождение театра

От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра - не больше чем миф.

Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него - алтари.

Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.

Сегодняшний Колизей в Риме - краткое описание

До полного восстановления былого величия Колизею еще далеко - к нашим дням от него осталось лишь тридцать процентов от всего объема. Но несмотря на это, его руины являются одной из популярных туристических достопримечательностей. Количество фото Колизея в Риме не уступает таковым Собора Святого Петра в Ватикане.

Среди проведенных реставрационных работ, которые еще больше повысили интерес к амфитеатру и увеличили количество мест для посещения туристов, стоит отнести следующие:

  1. Расчистка и восстановление подземных туннелей, предназначенных как место ожидания гладиаторами своей очереди выхода на арену (работы проведены в 2010 году).
  2. Восстановление третьего яруса театра, который был предназначен для зрителей среднего класса (первые работы были проведены еще в 1970 году).

На сегодняшний день в свободном доступе такие места Колизея:

  • арена и часть подземных помещений, в которых можно прочувствовать всю мощь амфитеатра и ощутить себя на месте древних гладиаторов;
  • зрительские места в первом ярусе, то есть императорская и сенаторская ложи, на некоторых можно все еще разглядеть имена римских предводителей, которые тут бывали;
  • практически все сохранившиеся галереи, лестницы и переходы;
  • ворота;
  • верхние галереи, с которых открывается потрясающий вид, но забраться туда удается лишь смельчакам.

В планах властей Рима провести еще несколько комплексов реконструкционных работ:

  1. Восстановление внутренней зоны театра.
  2. Комплексная реставрация подземных помещений.
  3. Строительство центра обслуживания туристов.

Помимо туристической достопримечательности, на сегодняшний день Колизей в Риме служит местом немногочисленных богослужений Папы Римского. Также тут организовывались концерты американцев Билли Джоэла и Рэя Чарльза, англичан Пола Маккартни и Элтона Джона.

А с 7 июля 2007 года описание Колизея в Риме можно встретить в различных издательствах, повествующих о семи чудесах света.

Где находится Колизей?

Адрес Колизея - район Рима Celio, Площадь Колизея, 1. Подробную схему проезда можно рассмотреть на официальном сайте амфитеатра.

Там же предлагают добраться к достопримечательности следующими способами:

  • на метро, выйдя на станции «Колоссео» (линия «В»);
  • автобусами номерами 60, 70, 85, 87, 175, 186, 271, 571, 810, 850, С3;
  • электрическим микроавтобусом № 117;
  • по трамвайной линии № 3.

Билеты покупаются на входе в Колизей. Но чтобы их получить, приходится стоять в общей длинной очереди, время ожидания в которой может затянуться на несколько часов. Сама касса закрывается за час до закрытия Колизея. Некоторые туристы идут на хитрость - покупают комплексный билет. Он дает право входа в три достопримечательности - Колизей, Палатин и Форум. Цена такого билетика около двенадцати евро.

Время посещения Колизея может меняться. Это зависит от проводимых работ по реконструкции. С актуальным расписанием всегда можно ознакомится на официальном сайте. Согласно последней информации, амфитеатр работает с 8:30 утра до:

  • 16:30 (до 15 февраля);
  • 17:00 часов (с 16 февраля по 15 марта);
  • 17:30 (с 16 марта по 28 марта);
  • 19:15 (с 29 марта по 31 августа);
  • 19:00 вечера (с 1 по 30 сентября);
  • 18:30 часов (с 3 по 31 октября).

Дополнительно узнать о времени работы вы можете и благодаря информационным табличкам, размещенным на входе в Колизей.

Дата публикации: 07 Ноя 2011

Знаменитый Колизей является одной из вершин архитектуры древнего Рима, величественной, прославленной и известной во всем мире. Римские императоры, стремясь завоевать расположение толпы жаждавшей «хлеба и зрелищ», возводили огромные амфитеатры, где устраивались кровавые сражения – охота на диких зверей, бои гладиаторов и даже целые морские сражения, так называемые навмахии – для этого сцену специально заливали водой. Строительство крупнейшего римского амфитеатра начал император Веспасиан в 72 г. н.э., а завершил его сын Тит через восемь лет. Огромное сооружение имеет форму овала (большая ось – 188 м, малая – 156 м). Длина окружности снаружи составляет 527 м, стена высотой около 50 м. В свое время Колизей вмещал до 50 000 зрителей. Рядом с амфитеатром стояла гигантская статуя Нерона. Практичные римляне со
сменой очередного императора меняли статуе только голову. Есть мнение, что свое название Колизей получил благодаря своим поистине колоссальным размерам.

Снаружи Колизей по форме напоминает грандиозную трехъярусную аркаду, над которой возведена каменная стена. Полуколонны первого яруса – строгого дорического ордера, второго – более изящного ионического, в третьем – полуколонны, в четвертом – нарядные пилястры коринфского ордера. Благодаря такой композиции стена выглядит тем наряднее, чем она выше. В те времена в арках второго и третьего ярусов, в которых сейчас пусто, стояли статуи, придававшие Колизею еще более сияющее великолепие. На кронштейнах на стене четвертого яруса крепился тент, защищавший зрителей от солнца. Материалом для постройки Колизея послужил в основном туф, наружные стены собраны из травертина, при строительстве использовался кирпич и бетон.

Амфитеатр Флавиев

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Амфитеатров, Александр
  • Амфитеатров А.

Смотреть что такое "Амфитеатр Флавиев" в других словарях:

    Амфитеатр - (от греч. amphithéatron) 1) в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. А. грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине …

    амфитеатр - а, м. 1) Античное сооружение для зрелищ, состоявшее из овальной арены, вокруг которой полукругом располагались места для зрителей. Колизей, или амфитеатр Флавиев, предназначался для гладиаторских боев. 2) В современных театрах, концертных залах,… … Популярный словарь русского языка

    Амфитеатр - (от греч. amphitheatron), 1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без… … Художественная энциклопедия

    Амфитеатр - (лат. amphiteatrum от греч. αμφι с обеих сторон и θεατρον зрелище) 1) др. монумент. сооружение для публичных зрелищ: массовых театрализов. представлений, боев гладиаторов, скачек и т. п. Наиб. значит. А. как по размерам, так и по архитект.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Колизей - У этого термина существуют и другие значения, см. Колизей (значения). Колизей с юго востока Колизей (от лат. … Википедия

    Колизей - Колоссей (от лат. colosseus громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев, памятник древнеримской архитектуры (75 80 н. э.). В плане эллипс длиной около 190 м и шириной 156 м; включает арену и поднимающиеся уступами в 4 яруса места для… … Большая советская энциклопедия

    Колизей - Колоссей (от лат. colosseus громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев, в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75 80 н. э.). Включает арену (эллиптическую в плане) и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50… … Художественная энциклопедия

    Рим - I Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… … Большая советская энциклопедия

    История Римской империи - В целом история Римской империи продолжалась 16 веков и состоит из нескольких этапов развития римского государства. Она охватывает период древней Римской империи, период существования Западной и Восточной Римских империй, и период Восточной… … Википедия

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!