Туристический портал - Excursiivsochi

Свято духов монастырь. Свято-духов мужской монастырь

Православный свято-духов монастырь.
В сентябре, по пути в Барселону, мы решили посетить Вильнюс. Не проездом, а основательно погулять по столице Литвы, рассмотреть достопримечательности некогда доступного и любимого города, в который сегодня без шенгенской визы не попасть.
Прогуливаясь по Старому Городу увидели православный свято-духов монастырь и решили заглянуть в него.
Красота. У нас мало где сохранились такие монументальные религиозные сооружения.

Войдя в ворота монастыря мы тут же увидели перед собой соборную церковь Святого Духа. Был обычный будний день. В церкви было много людей, съемка запрещена. Мы ходили и восхищались красотой.
Когда служба закончилась нам смотритель разрешил сделать несколько кадров. Их я вам и покажу, а так же коротко расскажу историю святыни.

Церковь Святого Духа имеет несколько названий. Это и церковь Свято-Духова монастыря, и Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, храм православного монастыря в Вильнюсе. Это важнейший православный храм Литвы, памятник истории и архитектуры. Адрес храма: Аушрос Варту 10 (Aušros Vartų g. 10, ранее Островоротная улица).

Изначально была построена деревянная церковь на средства двух сестёр Феодоры Волович (жена брестского воеводы) и Анны Волович (жена смоленского воеводы) в 1597 году. Этот участок земли так же принадлежал им.
После заключения Брестской Унии в 1596 году, существующий до того православный Виленский Свято-Троицкий мужской монастырь оказался под властью униатов-базилиан. После того, как стали изгонять из монастыря православных, постепенно образовался новый монастырь при построенном Свято-Духовом храме. Это случилось в 1609 году.

Первым настоятелем монастыря был архимандрит Леонтий (Карпович), известный своим исповедническим подвигом: в 1610 году он был заточен в темницу.
Монастырь первоначально был подчинен Константинопольскому Патриарху.
Но с 1686 года - в юрисдикции Московского Патриарха.

Главный Престол монастырского собора освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Собор имеет два предела: правый - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый - во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены.
Внизу под главным алтарем собора - пещерный храм во имя святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, причисленных к лику святых в конце ХIV столетия.
В пещерном храме погребен митрополит Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) (23 ноября 1868 года).

Архитектурный стиль церкви - борокко.
В церкви находятся мощи виленских мучеников.
Церковь действующая.
Так что, если вы будете в Вильнюсе, обязательно посетите Старый Город и зайдите в соборную церковь Святого Духа.
Кстати, православный свято-духов монастырь является и женским, и мужским.
Да, вы не ослышались. Мужской и женский монастыри расположены в одной ограде и являются единственными действующими на территории Литвы православными монастырями.

Становление Свято-Духова монастыря относится к первой четверти 12 века. Основан он был учениками просветителя вятичей - преподобного священномученика Иоанна Кукши.

Первоначально монастырь располагался близ нынешней деревни Кресты Новосильского района Орловской области и насчитывал около 600 человек братии, умевших не только исполнять церковные требы, но и при необходимости с оружием в руках постоять за православную веру и Отечество…К примеру, в 1380 году группа монахов Свято-Духова мужского монастыря в составе засадного полка, в который входила новосильская дружина, участвовала в Куликовской битве.

В 1495 году монастырь был переведен с большой елецкой на литовскую дорогу и расположился близ Новосиля. Со временем здесь были возведены три великолепных храма, жилые и хозяйственные постройки, обнесенные каменной монастырской оградой. Форпост православия располагал крепким подсобным хозяйством. Но, как и прежде, в лихую годину всегда выставлял своих ратников на защиту Отечества. В частности, прослеживается прямая взаимосвязь Свято-Духова монастыря с результатами знаменитого Судбищенского сражения(1555 год).

По челобитной игумена Свято-Духова монастыря Симона о необходимости укрепления новосильской крепости и в целом засечной оборонительной линии от крымских татар и нагайцев (это также подлинный исторический факт!) в 1644 году монастырь посещал первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович. Он несколько дней гостил у игумена, затем тщательно осмотрел городскую крепость, побеседовал с военачальниками. Сделав необходимые выводы, государь тут же распорядился значительно усилить гарнизон крепости. Новосильским пушкарям, стрельцам и казакам была выдана грамота за владение землей. Затем данное государево решение было распространено на все засеченные рубежи Руси Великой.

Неоднократно бывал в Свято-Духовом мужском монастыре и Алексей Михайлович Романов, тишайший и мудрейший правитель государства российского, сумевший, как известно, существенно упорядочить отечественное законодательство (Свод законов). Несомненно, что духовные наставления Алексей Михайловича в монастыре также оказали благотворное влияние на его деятельность.

Без преувеличения можно сказать, что Свято-Духов мужской монастырь испокон века был местом, особо почитаемым у православных христиан. За духовным советом сюда ехали не только императоры и влиятельные государственные мужи. Сюда тянулись вереницы паломников со всей земли русской. Здесь находилась одна из величайших российских святынь – чудотворная икона Святителя Николая, привезенная в Новосиль в 1153 году второй женой Юрия Долгорукого Ольгой, являвшейся также родной сестрой византийского императора Мануила. Икона эта была настолько почитаема на Руси, что в благоприятное летнее время ее регулярно возили по городам и весям России (вплоть до 1917 года). После прихода к власти одержимых сатанинской идеей, большевиков след чудотворной иконы теряется. Какова ее дальнейшая судьба, неизвестно.

Закрыт Свято-Духов монастырь был в 1918 году. Разрушили же его коммунисты в 1934 году: были взорваны два храма – Свято-Никольский с Крестовоздвиженским приделом и во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Чудом уцелел лишь храм Святой Живоначальной Троицы, поскольку его решили использовать в качестве складского помещения для хранения зерна и запасных частей к сельхозмашинам. Жилые и хозяйственные постройки обители, а также монастырская ограда были полностью разрушены.

В период Великой Отечественной войны храм Святой Живоначальной Троицы был сильно поврежден. От него остались лишь центральная часть с полуразрушенным куполом, алтарь и некоторые несущие конструкции трапезной.

После войны храм Святой Живоначальной Троицы тоже использовали в качестве складного помещения. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами. И эта вакханалия продолжалась десятилетия…

К моменту возобновления монастырской жизни большинство построек оказались частично или полностью разрушенными. Первоначально имел статус прихода.

Возрождение свято-Духова монастыря было начато в 2004 году по благословению схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия.

Решением Священного Синода от 27.12.2005 (Журнал № 117) приход преобразован в епархиальный Свято-Духов мужской монастырь.

В 2010 году продолжена кладка западной и южной частей монастырской ограды со сторожевыми башнями и часовней, начато возведение южной части монастырской ограды с площадкой. Продолжена реставрация монастырского храма Святой Живоначальной Троицы. Активно велись работы по возведению храмового комплекса, разводке газопровода и отопительных сетей. Продолжилось благоустройство монастырской территории. К настоящему времени восстановлены притвор и трапезная часть храма Святой Живоначальной Троицы, ведутся работы по реставрации центральной части и алтаря этого храма. Построена северная часть монастырской ограды с въездными вратами и двумя сторожевыми башнями, на 70 процентов выполнена кирпичная кладка восточной и западной частей ограды, начато возведение южной. Построены сторожка, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, завершается строительство двухэтажного братского корпуса и теплого гаража. Пробурена артезианская скважина и выполнена разводка водопровода и канализации в богадельне. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Восстановление Свято-Духовой обители ведется в соответствии с перспективным планом застройки на основе сохранившихся историко-архитектурных сведений и фотографий монастыря начала ХХ века. Все делается для того, чтобы воссоздать древнейшую православную святыню в ее былой красе и величии.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению обители мы ощущаем со стороны нашего духовника о. Илия. Дай, Господи, ему здоровья на многие лета. Он терпеливо и настойчиво проводит работу по формированию дружного и сплоченного коллектива братии монастыря. Вновь прибывающих в обитель послушников мы принимаем по благословению батюшки Илия. Он всегда с величайшей радостью приезжает к нам на постриг. Братии в Свято-Духовом монастыре, слава Богу, с каждым годом все прибавляется. К настоящему времени уже насчитывается девять монахов (в т.ч. три иеромонаха и два иеродиакона) и семь послушников. Добросовестно, во славу Божию, выполняют работы по реставрации и строительству монастырских объектов пятнадцать трудников.

Игумен Александр (Маслов)

Пока нас заметает снегом, пытаюсь объять необъятное и разгрести гигабайты фотографий за несколько лет. Ну ладно, за прошедший год хотя бы. Обнаружила,что так и не показала здесь некоторые картинки. Вот, исправляюсь.

В Боровичах довольно долго жила, но в монастырь сподобилась съездить только минувшим летом. Находится он на излучине Мсты, на улице Александра Невского,6. Разные источники в сети нам говорят вот что.

Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь на берегу реки Мсты. Кто был основателем сего монастыря и какая была первоначальная судьба его, сие не известно: потому что письменные памятники, из которых можно было бы заимствовать достоверные сведения о первоначальном его существовании, истреблены пожаром 1732 года. Достоверно только то, что он принадлежал к числу древних Российских монастырей, получивших начало свое в первой половине XIV века, вероятно, в царствование Великого князя Московского Иоанна Даниловича Калиты. Прославился Свято-Духов монастырь, когда в него были перенесены нетленные мощи св. Иакова, открыто почивавшие в нем 109 лет и собиравшие паломников со всей России. В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - "Русский Афон", повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. Церковь иконы Божией Матери "Умиление" была построена в 1881 году на месте обретения мощей святого праведного Иакова Боровичского. В подвальной части церкви - святой источник, который открылся в момент обретения мощей святого праведного Иакова. Конец цитаты.

На мой взгляд, расположение крайне неудачное. Может быть, много лет назад монастырский комплекс зданий стоял на окраине, а теперь он со всех сторон застроен, загорожен, завешан проводами, загорожен столбами. Практически невозможно снаружи найти хорошую точку для съемки. Вот, может быть, сверху если. Со стороны реки повиднее, но все равно плоско и не отражает масштаб.

Если встать спиной к Мсте


Мишка для сравнения

Окна поближе

То же здание с обратной стороны. Вовсю идет ремонт. Рабочие кладут плитку, таскают песок, носятся туда-сюда. Мы не стали подходить ближе, чтобы не мешать.

Внутри, во дворе, клумбы с разнообразными цветами. Все ухожено, люди снуют, явно заняты делом. А мы приехали с Майей. Она в храм идти отказалась,зато попыталась увести тачку с розами, стоящую у входа. Не дали.Обиделась.

Полагаю, надвратная церковь. Хотя могу ошибаться, потому что дочь лезла помогать строителям.

Храм Сошествия Святого Духа. На переднем плане виден тот самый святой источник с кружечкой.Что-то я постеснялась подойти.

На сайте боровичской епархии читаем:

Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной - в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь.
После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века.

Двери храма:

Как оказалось, это здание тоже относится к монастырю. Мне показалось, это гаражи.


К сожалению, никакой полезной информации на месте мы не получили из-за неудобного попутчика. Однако, после я нашла кое-что интересное про это место.

Святыни, находящиеся на территории монастыря

Рака с частицей мощей святого праведного Иакова Боровичского.Находится в центральном приделе собора Сошествия Святого Духа на апостолов с 2001 года.

Рака с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских и других святых чудотворцев. Находится в центральном приделе собора Сошествия Святого Духа на апостолов с 2012 года. В ней находятся частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих:

1. Прп. Пимен Многоболезненный (†1110)

2. Прп. Нестор Летописец (†ок. 1114)

3. Прп. Еразм, монах (†ок. 1160)

4. Прп. Марк Гробокопатель (†ок. 1102)

5. Прп. Иоанн, отрок, Киевский, первомученик Российский († 983)

6. Прп. Тит, пресвитер (†1190)

7. Прп. Никон, 4-й игумен (†1088)

8. Прмч. Евстратий, монах (†1097)

9. Прп. Лаврентий, затворник, еп. Туровский (†1194)

10. Прмч. Феодор, инок (†1098)

11. Прп. Савва, чудотворец (†XIII)

12. Прп. Дамиан, пресвитер, целебник (†1071)

13. Сщмч. Анастасий, диакон (†XII)

14. Прп. Никодим, просфорник (†XII)

15. Прп. Пимен, постник (†после 1114)

16. Прп. Павел Послушливый (†XIII-XIV)

17. Прп. Сисой, затворник (†XIII)

в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих:

18. Прп. Захария, постник (†XIII-XIV)

19. Прп. Феодор Молчаливый (†XIII)

20. Прп. Нестор Некнижный (†XIV)

21. Прп. Ахила, диакон (†XIV)

22. Прп. Иосиф Многоболезненный (†XIV)

23. Сщмч. Лукиан, пресвитер (†1243)

24. Прп. Арсений Трудолюбивый (†XIV)

25. Прп. Геронтий, канонарх (†XIV)

26. Прп. Агафон, чудотворец (†XIII-XIV)

27. Прп. Силуан, схимник (†XIII-XIV)

28. Прп. Пимен, постник, игумен (†XII)

29. Прп. Вениамин, затворник (†XIV)

30. Прп. Зинон, постник (†XIV)

31. Прп. Мартирий, диакон (†XIV)

32. Прп. Игнатий, архимандрит (†1435)

33. Свт. Филарет (в схиме Феодосий), митр. Киевский (†1857)

34. Прп. Евфимий, иеросхимонах (†XIV)

35. Прп. Паисий, инок (†XIV)

36. Прп. Лонгин Трудолюбивый, вратарь (†XIII-XIV)

37. Прп. Феофил, архиеп. Новгородский (†1482)

38. Прп. Тит, бывший воин (†XIV)

и частицы мощей прочих святых и другие святыни:

39. Прп. Кукша Одесский, исповедник (†1964)

40. Прав. Иаков Боровичский (припл. 1452)

41. Частица гроба прп. Амвросия Оптинского (†1891)

42. Прп. Амфилохий Почаевский (†1970)

43. Сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской (†1937)

44. Сщмч. Константин Богословский, протоиерей (†1937)

45. Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский (†1918)

46. Сщмч. Климент, папа Римский, ученик ап. Петра (†101)

47. Мч. Феодор, псаломщик, Островский

Храмы монастыря:

Собор Сошествия Святого Духа

Церковь Иакова Боровичского

Надвратная церковь Иверской иконы Божией Матери

Часовня Таисии (Солоповой)

Точная дата основания монастыря не установлена, т.к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке св. Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г.

Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей св. Иакова (1545).

Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков.

В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае — «Русский Афон», повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому.

В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи св. блг. влк. кн. Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург.

С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре.

Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.

В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление о закрытии Свято-Духова монастыря, 17 апреля того же года приступила к работе ликвидационная комиссия. Монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище.

Точная дата основания монастыря не установлена, т.к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. Достоверно только то, что Свято-Духов монастырь принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты. На древней раке св. Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей св. Иакова (1545). Царь Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков.

В 1654 году Патриарх Никон, основав Иверский монастырь на Валдае - "Русский Афон", повелел перенести в новую обитель боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей св. Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи св. блг. влк. кн. Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург. С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.

В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление о закрытии Свято-Духова монастыря, 17 апреля того же года приступила к работе ликвидационная комиссия. Монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря находился госпиталь № 3810 для военнопленных. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть.

14 сентября 2000 года Свято-Духов монастырь возвращен Православной Церкви, в 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест.

Каменная соборная церковь в честь Святого Духа была построена в 1676 г., на месте двух древних деревянных церквей. Она является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола имел еще два придела: с северной стороны Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной - в честь пророка Божия Ильи, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII веке в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор утратил свой первоначальный вид. Сейчас храм сохраняет элементы архитектуры классицизма. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест остались от первоначального облика храма XVII века.

Храм в честь святого преподобного Иакова Боровичского чудотворца, построенный в 1872 году из красного кирпича, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный - во имя св. пр. Иакова, с южной стороны - во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского. В настоящий момент главы утрачены, ведутся восстановительные работы.

http://www.borovishi.narod.ru/monastir.html; http://novodev.narod.ru/borovichi.html



Свято-Духов монастырь, заштатный, общежительный, на реке Мсте, при городе Боровичах. Основан в 1327 году. Здесь хранится часть мощей святого Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из монастыря в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 октября — из собора в монастырь.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году на правом берегу Мсты, между двух боровичских погостов. В 1452 году, после причисления Иакова Боровичского к лику святых, его мощи, захороненные недалеко от монастыря, были перенесены в Свято-Духов монастырь. Нетленные мощи открыто почивали в монастыре, привлекая паломников со всей России. Это принесло большую славу монастырю. В 1654 году патриарх Никон повелел перенести мощи праведного Иакова в возводимый Иверский монастырь. Только ковчежец с частицей мощей (ребром) был оставлен в Свято- Духовом монастыре. Несколько позднее патриарх Никон затеял строительство Ново-Духова монастыря на левом берегу Мсты, напротив Свято-Духова монастыря. В 1664 году в нем закладывают каменный храм, кирпичи для которого стали изготавливать здесь же, на территории монастыря. После того, как Никон попал в опалу, недостроенную каменную церковь разобрали, а деревянные постройки перенесли в Свято-Духов монастырь. Вернули на старое место надвратную церковь Иакова Боровического - это произошло в 1673 году. Из «никоновского» кирпича в 1676 году возвели соборный храм, который сохранился до нынешнего времени.

В 1809 году в Боровичах было основано Духовное училище. До 1859 г., когда для него было построено здание в центре города, оно располагалось в Свято-Духовом монастыре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалось под лазарет - монахи ухаживали за ранеными. После революции монастырь был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в монастыре был госпиталь для военнопленных, а после войны располагалась воинская часть.

В настоящее время на территории монастыря расположено Архиерейское Подворье. Напротив храма Сошествия Святого Духа на апостолов восстановлен святой колодец игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, которая здесь в 1861 году получила благословение на монашество и начала свой духовный путь - об этом сообщает мемориальная доска на здании настоятельского корпуса. Ежегодно проводятся Таисинские чтения.

Информация: Сказание о Иакове Боровичском. Свято-Духов монастырь. Боровичи 2008; Полевиков А.П. Боровичи - на Мсте прекрасный город. - Боровичи, 2006



Духовным и историческим памятником боровичского края является Свято-Духов монастырь. Предполагают, что он был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойными и смешанными лесами, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала.

Точной даты основания монастыря установить не удалось, т. к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. На древней раке праведного Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г.

Широкую известность монастырь получил во второй половине XV в. в связи с перенесением в него мощей праведного Иакова Боровичского.
Иван Грозный, имея склонность к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни.

Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. он имел очень богатый четырехъярусный иконостас. Деисусный ряд его, кроме большого образа Спасителя, включал еще девятнадцать икон. В первом ярусе находились иконы, написанные на золоте, это являлось большой редкостью для того времени. На золоте была написана храмовая икона, две иконы Богородицы, праведного Иакова в житии. Рядом с соборным храмом была построена небольшая теплая зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм славился чудотворной иконой Покрова Пресвятой Богородицы, иконами св. Иоанна Предтечи и свт. Николая. Вскоре после перенесения в монастырь мощей св. праведного Иакова на средства, пожертвованные боровичанами, была построена надвратная деревянная церковь во имя святого. Святые ворота (главный вход в монастырь), расположенные в западной части монастыря, выходили к р. Мсте. Позднее они были перенесены на другое место, т. к. вода сильно подмывала в этом месте берег. Главный вход стал находиться в восточной части монастыря, откуда были видны боровичские соборы. Монастырский ансамбль дополняла колокольня с четырьмя колоколами.

Для немногочисленных насельников монастыря было построено деревянное здание, в котором находились монашеские келии, кухня и трапезная.
В 1613 г., в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен. Сохранившийся до нашего времени монастырский архитектурный ансамбль представляет из себя памятник русского зодчества XVII-XIX вв.

Монастырских храмов насчитывалось пять: соборный — в честь Святого Духа, второй — в честь иконы Божией Матери Иверской, третий — во имя праведного Иакова, а за монастырской оградой — храм в честь иконы Божией Матери Умиление и храм во имя святой великомученицы Параскевы.

Каменную соборную церковь в честь Святого Духа построили в 1676г. на месте двух древних деревянных церквей. Вероятно, она была первой каменной постройкой в Боровичах, сохранившейся до настоящего времени. Этот храм, кроме главного престола, имел еще два придела: с северной стороны — Покрова Пресвятой Богородицы, в память о древней церкви, стоявшей на этом месте, с южной — в честь пророка Божия Илии, в память о монахах-отшельниках, основавших монастырь. После пожара в XVIII в. в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор в честь Святого Духа утратил свой первоначальный вид. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест, ныне утраченные, передавали особенности архитектуры XVII в.

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь праведного Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь праведного Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале XX в. было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.

В 1872 г. церковь праведного Иакова переосвятили в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. праведного Иакова в северо-восточной части монастыря. Икона Божией Матери Иверская была очень почитаема в Боровичах, т. к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник этой иконы.

С 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы Патриархом Никоном.
Новый храм во имя св. праведного Иакова Боровичского чудотворца, двухэтажный, теплый, был построен из красного кирпича в 1872 г. Церковь имела прямоугольную форму. Ее украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на Яковлевскую улицу (ныне ул. А. Невского). Храм имел престолы: главный — во имя св. праведного Иакова, с южной стороны — во имя св. блг. вл. кн. Александра Невского. На первом этаже храма был освящен престол во имя свт. Николая.

В это время построили каменный братский корпус, который находился по обе стороны от святых ворот. На монастырской соборной площади возвели двухэтажный настоятельский каменный дом. В нем располагались архиерейские, настоятельские и братские келий, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там находилось несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее были расположены каменный скотный двор, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих.
Монастырь окружала кирпичная ограда с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две — посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на Мету, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь находился главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св.прав. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни.

Перед монастырем находилась большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св.праведного Иакова Боровичского. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля.

С 1830 г. по 1845 г. в монастыре велись большие строительные работы. Материальную помощь Боровичскому монастырю оказали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий, наместник Новгородского Юрьева монастыря.

Во время Первой мировой войны часть зданий Свято-Духова монастыря использовались под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными воинами.

В феврале 1918 г. уездная комиссия города приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в городе построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождали солдаты, вооруженные винтовками со штыками. Монастырь предварительно окружили со всех сторон, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм. Такие меры были не случайны. Еще 19 января, когда в Свято-Духов монастырь пришли комиссары описывать имущество, верующие, решив, что монастырь закрывают, избили этих комиссаров. Двух иеромонахов, монаха и нескольких прихожан посадили в тюрьму. Для оставшихся монахов выделили по железной кровати, табуретке и столу. Только иеромонаху Мисаилу и архимандриту Владимиру оставили чуть больше вещей.

Свято-Духов монастырь упразднили, его храмы превратили в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из этих церквей изъяли серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы закрыли, уничтожили почти все приметы, напоминавшие о культовом их назначении, разобрали колокольню, разорили древнее монастырское кладбище. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря вновь находился госпиталь. Госпиталь № 3810 занимал все помещения монастыря. Здесь лечили русских, немцев, венгров, итальянцев, поляков... Позднее долгое время на части территории монастыря находилась воинская часть, благодаря чему эта часть монастыря и сохранилась.

Событием особой важности в духовной жизни Боровичей явилось возвращение Православной Церкви Свято-Духова монастыря. Несмотря на многочисленные перестройки, ансамбль Свято-Духова монастыря по-прежнему отличается соразмерностью своих сооружений и особым архитектурным обликом. 14 сентября 2000 г., после 70-летнего перерыва, в древнюю святыню вновь вошли верующие, и в храме св. праведного Иакова служили молебен собором боровичских священников.

Священник АЛЕКСАНДР ДУМЧЕВ, Покровский собор, г. Великий Новгород, Журнал "София" №4 2010

Новгородская еп., в Новгороде. Основан до 1162; возобновлен в 1357; прежде был мужским; обращен в женский в 1786. Здесь находилась часть мощей Евфимии Всехвальной и св. Моисея, посох его и чудотворные иконы - «Сошествие Святого Духа на апостолов», написанная до 1357, и свт. Николая, написанная в 1500.
С.В. Булгаков

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - Свя́то-Дани́лов монасты́рь см. Данилов монастырь...

    Москва (энциклопедия)

  • - см. ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ...

    Русская энциклопедия

  • - 1. Вологодская еп., в Вологде. Основан в сер. XVII в. на месте подвигов прп. Галактиона. Соборный храм Сошествия Святого Духа построен в 1654. Св. мощи прп. Галактиона почивали в приделе его имени...

    Русская энциклопедия

  • - в Санкт-Петербурге. Основателем монастыря на берегу р. Карповки был о. Иоанн Кронштадтский. Строительство началось весной 1900, освящение трехпрестольного храма во имя Двенадцати Апостолов состоялось 17 декабря 1902...

    Русская энциклопедия

  • - Полтавская еп., при местечке Великое Будище. Построен в 1698 иждивением Василия Леонтьевича Кочубея. В 1891 был освящен новый трехпрестольный каменный храм Успения Богоматери...

    Русская энциклопедия

  • - Могилевская еп., в г. Мстиславле. Основан в 1641 на месте явления иконы Божией Матери в урочище Тупичевщине. Сначала был мужским; с 1885 стал женским...

    Русская энциклопедия

  • - в г. Шенкурске, основанный в 1664. В 1765 он был упразднен; в 1778 восстановлен и стал мужским; в 1865 обращен в женский. В нем хранилась чтимая икона Божией Матери Троеручицы...

    Русская энциклопедия

  • - мужской - Полтавской губернии, Прилуцкого уезда, 8 вер. от уездного города, в долине реки Удай. Основан в 1600 г. на земле князей Вишневецких...
  • - Полтавск. губ., Прилуцкого у., 8 в. от у. г., в долине р. Удая. Основан в 1600 г. на земле князей Вишневецких. С 1623 г. м-рь неоднократно пользовался милостынями московских государей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 2-класса - в местечке Любаре Волынской губернии; основан в 1616 г.; до 1740 г. оставался православным, потом перешел в ведение униатов. В 1839 г. возвращен из унии в православие...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в Сердобском уезде Саратовской губ.; сначала община, с 1904 г. монастырь. При монастыре богадельня и больница...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Данилов монастырь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Св"ято-Дан"илов монаст"ырь, Св"ято-Дан"илова монастыр"...
  • - Св"ято-Д"ухов монаст"ырь, Св"ято-Д"ухова монастыр"...

    Русский орфографический словарь

  • - Св"ято-Тр"оицкий монаст"...

    Русский орфографический словарь

  • - Св"ято-Усп"енский монаст"...

    Русский орфографический словарь

"СВЯТО-ДУХОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" в книгах

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Свято-Казанский женский монастырь Находится в Тульской области, в которой есть 27 святых источников. Самый почитаемый из них – в Свято-Казанском женском монастыре. Он основан по пророчеству блаженной старицы Ефросиньи, в миру княжны Вяземской. Она была из знатного рода,

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево.Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, на левом берегу Волги.Предания говорят, что монастырь был основан около 1435 года монахом Нижегородского Печерского монастыря святым преподобным Макарием,

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь Россия, Свердловская обл. г. Верхотурье, ул. Сенянского, д. 3.Обитель ведет начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири. Обитель много способствовала просвещению бывших тогда в этом крае вогул. В 1620 году царь

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Россия, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции,д. 14а.Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском

Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Димитриевский Иларионовский Троекуровский женский монастырь Россия, Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово, ул. Советская, д. 50.Монастырь расположен на правом берегу реки Красивая Меча в селе Троекурово в 10 километрах от районного центра Липецкой области –

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Свято-Казанский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний.

Свято-Иосифовский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Иосифовский женский монастырь Украина, Днепропетровская обл., Магдалиновский р-н, пос. Марьевка.Село Марьевка было основано недалеко от реки Кильчень в ХVIII в. и относилось в то время к Новомосковскому уезду. Первыми поселенцами были беженцы от польских интервентов

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года

Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь Украина, Закарпатье, г. Мукачево, ул. Северная, д. 2.На северной окраине города Мукачева, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Свято-Николаевский

Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Батуринский Крупицкий свято-Николаевский женский монастырь Украина, Черниговская обл., Бахмачский р-н, с. Осич.История Крупицкого монастыря утрачена. Известно только, что он находился в полуверсте от нынешнего монастыря, на запад, в месте низменном и тесном, окруженном

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь Беларусь, г. Могилев, ул. Т. Сурты, д. 19.Основан в 1636 году, действовал как приход с 1754 по 1934 год, возрожден как монастырь в 1991 году.Свято-Никольский монастырь располагается в пойме Днепра. Река разделяет Могилев на две части, и

Свято-Покровский женский монастырь

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Свято-Покровский женский монастырь

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Свято-Покровский женский монастырь Свято-Покровский монастырь находится в Москве, на улице Таганской, 58.Свято-Покровский монастырь основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. А завершилось строительство двадцатью годами позже, в царствование Алексея Михайловича, на

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!