Туристический портал - Excursiivsochi

Софийско успенский собор. Тобольский кремль

Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири. Прототипом собора является Вознесенский собор Московского кремля. Софийский собор построен по типу крестово купольных храмов, имевших распространение на Руси. В 18 веке к собору были сделаны две пристройки - северный Златоустовский предел и ризница - хранилище церковной утвари.

Самое старое каменное здание Сибири. Каменный Софийско-Успенский кафедральный собор был построен при митрополите Павле I; до своего назначения в Тобольск он был архимандритом московского Чудова монастыря в Кремле и заведовал делами по постройке церквей и монастырей, а также был духовником царевны Софьи. В ответ на его прошение в 1680 г. была прислана царская грамота, где государь Феодор Алексеевич указал "...класть каменную церковь на казенные деньги... чтобы соборная церковь за денежною скудностью не стояла...".

Строить было велено "против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре". К июню 1684 г. собор был почти построен: был выложен уже большой барабан. Но не выдержали опорные столбы - свод рухнул ночью 27 июня. Через год строительство возобновилось. 27 октября 1686 г. состоялось освящение каменного собора "в память Успения Божией Матери". Но прежнее название - Софийский - сохранилось в традиции его наименования. К моменту освящения собора был готов иконостас, включающий в себя и древнего письма образ Софии - Премудрости Божией, и образ Успения.

К тому времени иконы писались уже в иконописных мастерских при архиерейском доме. Внутри собор поражает своими массивными столбами, преднамеренно утолщенными после случившегося обрушения сводов. И все равно пространство его громадно. В 1710 г. по именному указу Петра I выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие. Приехавшие с митрополитом Филофеем (Лещинским) украинские мастера, работая над иконостасом, создали выдающееся произведение искусства и привнесли в Сибирь традиции европейского барокко. В 1930 г. все церкви в Тобольске были ликвидированы. Черная страница в истории Софийского собора - содержание в нем ссыльных и раскулаченных семей.

В это время исчез бесследно иконостас и церковная утварь, были сняты кресты. Затем собор использовался под зерносклад. Но уже в 1939 г. отдел искусства при Совете народных комиссаров начал заниматься выявлением памятников архитектуры и взятием их на учет. С 1940 г. памятники истории и культуры Тобольска паспортизировались и передавались на баланс музея. В 1991 г. Софийский собор вновь отошел епархии и был заново освящен в 1995 г. Во всей Сибири нет сейчас здания более древнего, чем белокаменный пятиглавый тобольский Софийский собор. Почти триста лет он был кафедральным собором архиреев и митрополитов Тобольских и всея Сибири и их усыпальницей, под полом находится семь захоронений.

Софийско - Успенский собор строили (1683-1686г) московские и устюжские каменщикиво главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Высота собора 47 м, толщина стен около 2м. Известно, что он строился по образцу пятиглавых кубичных храмов, широко распространенных в монастырях. В качестве примера зодчему велено было руководствоваться чертежом собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.

Собор славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. С прибытием сюда первого архиепископа Киприана имя Ермака и его сподвижников было навечно записано в синодик Софийского собора и ежегодно, в первую неделю великого поста, с амвона произносились их имена. Поминались их ратные подвиги.

Под покровительством святой Софии создавались первые летописи Сибири, закладывались основы духовного и светского просвещения. В соборе происходили многие общественно важные церемонии при большом стечении народа, вершились "великие дела" Сибири. Сила духовного авторитета Софийского собора была такова, что с его кафедры произносились иногда не совсем угодные правительству проповеди.

Во всем Тобольске не было здания более величественного, чем Софийский собор. Тоболяки гордились им и любили его как средоточие своих святынь. Это главный п .

История Софийского собора Тобольска кратко

Софийско-Успенский собор — первый каменный храм в Тобольске. Но задолго до исполнения в камне он существовал в исполнении деревянном. Первый Софийский собор был построен в 1621—1622 годах, вскоре после учреждения Тобольской епархии. Софийский собор был пятиглавым. В единый ансамбль с ним входили церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, колокольня, а также иные строения архиерейского двора. Просуществовал он около двадцати лет, погибнув в пожаре 1643 года.

В 1646 году, согласно указу царя Михаила Федоровича, тоболяки заложили новый, снова деревянный Софийский собор — размерами и устройством сходный с первым. Но теперь он имел, подобно древнему , тринадцать «верхов» («в ознаменование Христа Спасителя с 12 апостолами»).В 1648 году Софийский собор Тобольска освятили.

Второй Софийский собор простоял три десятилетия и, как и первый, пал жертвой пожара — одного из самых сильных в истории Тобольска. Тогда, 29 мая 1677 года, огонь уничтожил практически весь город. Жар был столь нестерпимым, что расплавился 110-пудовый колокол на соборной звоннице.

В 1683 заложили уже каменный Софийский собор Тобольска - первый каменный храм Сибири. Строительство сопровождалось неудачами. 26 июля 1684 года практически оконченное здание обрушилось: столбы не выдержали тяжести сводов. Потребовалось еще два года, чтобы достроить собор. 27 октября 1686 года он был освящен — с установлением престольного праздника в честь Успения Божией Матери. В историю он войдет как Софийско-Успенский собор. Собор был неотапливаемый и службы в нём проходили только в тёплое время года.

На протяжении XVIII века Софийский собор несколько раз менял свой облик. В 1710 году в соборе был сооружен великолепный резной иконостас. В 1735 году собор покрыли железом, причем главы обрели характерные для украинского барокко формы.

К 1780-м годам состояние Софийско-Успенского собора вновь потребовало серьезного ремонта. Фундамент давал осадку, и это грозило со временем совершенно разрушить церковь. В 1786—1787 годах деревянные стропила в соборе заменили железными, купола покрыли белым листовым железом, вызолотили кресты и маковку на центральной главе. Крышу окрасили в зеленый цвет, а на барабане большого купола появились живописные изображения Христа и двенадцати апостолов. 20 июля 1787 года епископ Варлаам заново освятил отремонтированный храм.

В 1796 году к юго-восточному углу собора пристроили двухэтажное здание ризницы, соединенное с алтарной частью переходом. Одновременно со зданием ризницы, в 1794—1797 годах, возводилась новая соборная колокольня высотой в 65 метров.


На фото: Софийский собор Тобольска в советское время, на куполах нет крестов.

В советское время Тобольский Софийский собор пережил все то же, что и другие церкви России. В 1922 году из него изъяли все ценности, а вскоре закрыли совсем.

В начале 1930-х годов здание собора принадлежало организации «Союз-хлеб» и вплоть до Великой Отечественной войны использовалось под зернохранилище. Затем долгое время пустовало и постепенно пришло в аварийное состояние.

В 1961 году здание Софийского собора передали Тобольскому музею-заповеднику. Началась реставрация здания, тянувшаяся до 1980-х годов и лишившая храм наиболее отчетливых признаков его «культовой принадлежности» — крестов на куполах. Тем не менее саму кровлю отремонтировали, залили бетоном полы и оштукатурили стены, что спасло Софийский собор от разрушения.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:07


С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой . Это внушительное здание строилось — как многие в те годы — «по образцу», причем образец был взят московский Вознесенский собор одноименного монастыря. Строилось здание в 1519 году, а после пожара 1626 года и перестраивалось.

Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского — в широком смысле — храмового зодчества XVI— XVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559— 1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682—1692 годах).

Возводя происхождение Софийского собора к московскому Вознесенскому, мы должны признать присутствие в нем ренессансных архитектурных традиций, но они, по большому счету, сказались лишь в общей объемно-пространственной планировке здания. Его декор абсолютно русский — в своей некоторой «безалаберности» и непринужденной асимметрии. Здесь проявили себя московские и устюжские мастера, привнесшие в оформление собора черты московского узорочья и нарышкинского (а также отчасти и строгановского) барокко. Например, южный фасад удивляет нас тем, что на нем мы встречаем наличники с навершиями четырех разных типов.

Впоследствии свое влияние оказало и украинское барокко, а поскольку ему «поддалась» наиболее важная в визуальном отношении часть — пятиглавие, то в итоге собор воспринимается издалека как памятник очередного «южнорусского влияния» и заставляет вспомнить о почти столетнем главенстве малороссийских архиереев в Русской Церкви.

Соборная ризница Софийского собора

О ризнице Софийского собора в дореволюционном описании Тобольской епархии говорится: «При соборе имеется архиерейская ризница, в которой находятся достопримечательности, как то: древние иконы, золотые и серебряные кресты, панагии, посохи, митры, облачения, из коих многие составляют вклады царей... Всем этим достопримечательностям составлено особое описание, которое посетители ризницы приобретают на память о своем посещении ее». Где теперь сии сокровища — Бог весть.

Продолжаем цитировать «Описание»:

«С северной стороны холодного собора в 1751 году при митрополите Сильвестре вместо прежнего ветхого, устроенного в 1704 году митрополитом Филофеем, вновь устроен придельный храм в честь св. Иоанна Златоустого, соименного святого погребенному в нем митрополиту Иоанну (Максимовичу). Здесь же погребены архиепископы Варлаам I в 1802 году и Павел III в 1831 году».

Обратите, кстати, внимание на закомары основного четверика. Они были восстановлены лишь в самое недавнее время. Всю свою «сознательную жизнь» собор простоял с четырехскатной кровлей (видимо, так его достроили после обрушения сводов в 1684 году).

Барабаны глав орнаментированы вполне традиционно — аркатурно-колончатыми поясами (с дыньками, в «рифму» с наличниками окон). Особую нарядность им придают пояса кокошников, расположенные в основании каждого барабана.

Самыми нарядными деталями Софийского собора глядятся его окна. Непринужденно «разбросанные» по плоскостям фасадов, они оформлены узорчатыми наличниками с колонками, дыньками и многолопастными навершиями, напоминающими кокошники русских красавиц.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:23


Софийско-Успенский собор представляет собой пятикупольный трехапсидный храм (апсиды ниже основного четверика). Внутри длина собора от западной стены до восточной составляет 30,7 м, ширина от северной до южной —18,7 м. Внутренняя высота (от пола до сводов центрального купола) — 28,6 м. Общая высота с крестом —47 м. Барабан главного купола имеет 8 световых окон, малые барабаны — по 2 каждый.

Внутреннее убранство Софийско-Успенского собора Тобольска некогда блистало великолепием. Прекрасный резной иконостас, старинные, в богатых окладах иконы.

Вообще, ни тоболяки, ни представители высшей власти не скупились жертвовать на благоукрашение собора. Первые — из усердия к своему храму, вторые — справедливо полагая, что главный собор Сибири должен и выглядеть соответственно, олицетворяя богатство и мощь России.

Известно, что в 1730-е годы собор был расписан фресками. Работами могли руководить знаменитые живописцы петровского времени — Иван и Роман Никитины, сосланные в Тобольск по навету (тогда, при , это делалось чрезвычайно просто).

В XIX веке фрески скрыла масляная живопись, а впоследствии — побелка. В процессе реставрации, которая проводилась в 1990—2010-е годы, фрагменты фресок XVIII века (в нижней части южной стены и в алтаре) удалось обнаружить — скрытые от людских глаз за позднейшими слоями краски, они благополучно пережили советский период. Но вот остальные элементы убранства собор, увы, утратил безвозвратно.

Лишался он их постепенно. Сначала, в 1922 году, большевики вывезли из него наиболее ценные предметы, а затем, в течение нескольких лет, когда храм использовался под зернохранилище и пустовал, расхитилось и разрушилось остальное. И к моменту передачи Церкви его «внутренность» совсем не напоминала о прежнем великолепии. Потребовалась длительная реставрация, чтобы хоть отчасти вернуть убранству собора былую красоту, прежде составлявшую предмет гордости тоболяков и восхищения гостей города.


Саша Митрахович 23.02.2017 10:33


1980-е годы Софийский собор Тобольска встретил музейной единицей, вяло реставрируемым памятником архитектуры. Несмотря на то, что реставрационные работы начались более двадцати лет назад, в середине 1980-х годов они и не думали близиться к окончанию. Подобное состояние святыни (лишившейся, к тому же, крестов) безмерно огорчало верующих.

Наступала тем временем новая эпоха, и 26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии постановили:

«Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях».

Собор вернулся к верующим, а с разделением Омско-Тюменской епархии и образованием Тобольско-Тюменской вновь стал центром епархиальной жизни. Была проведена реставрация; в 1990-е годы в храме устроили систему отопления, что позволило совершать в нем службы с ранней весны до поздней осени. 26 июня 1994 года Софийский собор освятил Патриарх Алексий II.Софийско-Успенский Кафедральный собор в Тобольске открыт ежедневно, в его стенах всегда рады паломникам.

Софийский собор бесспорно является одним из самых впечатляющих древних сооружений Тобольска . Был построен в 1683-1686 годах московскими и устюжскими каменщиками во главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Тобольская София - первое каменное церковное здание в Сибири. Несмотря на свой возраст, собор выглядит сегодня молодо и нарядно. Это замечательный образец русского национального зодчества. Софийский собор представляет собой массивное сооружение квадратной формы с пятью главами, средняя из которых выделяется своими размерами. На голубом фоне глав сияют золотые звезды. Стены собора прорезают два яруса больших окон, украшенных колончатыми наличниками с эффектными килевидными завершениями. Восточная половина храма со стороны алтаря залита светом, проникающим не только через окна стен, но и световые проемы барабанов.

Привлекают взор рисунок лепки в наличниках окон, декоративные пояса карнизов, хорошие пропорции и асимметрия в расположении окон, карнизное завершение в виде арочной закомары. Западные главные врата Софийско-Успенского кафедрального собора поражают своей необычной конструкцией и удивительным гравированным орнаментом. Пышное украшение имеют три входных портала на северной, западной и южной сторонах. Они обрамлены фигурной кладкой, что дает богатую светотень. Кованые железные двери с изящной насечкой удачно контрастируют со спокойным величием стен. Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля кремля. Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м. Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан («шея») главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый. Современников XVII в. поражало внутреннее убранство собора: «дивный» многоярусный резной иконостас с множеством икон в дорогих окладах, яркая настенная роспись. С какой бы точки вы ни смотрели на собор, везде ощущается объем и массивность, он предстает перед вами в своей трехмерности, почти как скульптура, чему не мало способствует и его четко выраженная силуэтная композиция. Собор очень удачно поставлен, на самом высоком месте Троицкой горы, и поэтому со всех сторон хорошо просматривается. Белый силуэт его, выделяющийся на фоне неба, доминирует в пространстве. Долгое время собор служил усыпальницей тобольских архиереев и митрополитов, под полом его находится семь их захоронений. Собор этот славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. Софийский собор играл важную роль духовного и культурного центра. В стенах величественного храма писалась летопись Сибири, здесь освещались решения, влиявшие, порой, на судьбу всей России. Софийский двор и Софийский собор неотделимы в чисто историческом смысле: за считанные годы на пороге XVIII века сложился законченный архитектурный комплекс.
Конечно, много преобразилось здесь за три века. Но и посреди нового окружения Софийский собор все так же неоспоримо солирует, поддержанный мощной вертикалью колокольни, и его массам соответствует все та же привольная площадка Софийского двора, ограниченная крепостными стенами. Асимметричная, свободная композиция пространства – при всей своей кажущейся непроизвольности – на самом деле предлагает нашему восприятию сложно построенный ритм. Вот почему у многих возникает ощущение, что на Софийском дворе, слышно, как говорят древние камни. И вот почему каждый способен испытать силовое притяжение первобытной суровости Софии. История создания Софийского собора В 1621 году в Тобольске было образовано сибирское архиепископство. Первый архиепископ Киприан, приехав в Тобольск, выбрал для своего двора место, где когда-то стоял первый тобольский острог. Здесь были возведены хозяйственные постройки, которые обнесли «оплотом». Киприан быстро соорудил соборную церковь, которой дали имя - Софийская. По церкви и весь архиепископский двор занимал относительно небольшую площадь и не достигал южного обрыва Троицкого мыса. Таким образом, уже в конце первой четверти XVII века на Троицком мысе реально оформилось два городских центра. В западной части - административный, где размещались государственные службы. В восточной - духовный, где находились собор и архиепископские постройки. А раздел между ними проходил по природному логу - Взвозу. Он, как ось симметрии, сохранился на века. Существует он и в наше время. А вот условный архитектурный «удельный вес» административного и духовного центров менялся во времени. Из сказанного видно, что в 80-е годы XVII века произошло ослабление городских стен - вместо рубленых стен построили острог. И в то же время началось усиление духовного центра. После пожара 1680 года митрополит Павел Первый обратился к царю с просьбой о строительстве каменного собора. Вскоре было получено разрешение из Москвы на строительство каменной соборной церкви: «…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…». В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Основной кубический объем храма завершался закомарами и был увенчан пятиглавием. Как и в соборе Вознесенского монастыря, шеи глав его декорированы тонкими аркатурно-колончатыми поясами. Сходство есть и в декорации наличников окон, в обработке порталов. Для придания большей прочности конструкции четыре его массивных столба сдвинуты к восточной стене, оставляя с запада большое свободное пространство. В 1681 году началось строительство каменного Софийского собора на месте деревянного, сгоревшего в 1677 году. Он возникал как обычная культовая постройка, и организатор дела митрополит Павел прежде всего преследовал свои интересы: утверждать православие в Сибири. Павел добился позволения использовать на строительстве в порядке повинности сибирских государевых крестьян (которые считались вольными, т.е. не знали крепостного права). Во главе каменной артели был каменных дел подмастерье Василий Ларионов. В 1684 году строители уже завершили главный барабан, но тут «падоша у церкви столбы и верх весь паде внутрь». В ходе строительства в 1684 году, почти возведенный доверху, собор рухнул - упали своды, поддерживающие главный купол. Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена во имя Успения Божьей Матери, Собор традиционно имеет двойное название: Софийско-Успенский, в память о предшествовавшем Успенскому собору деревянном Софийском, основанном первым архиереем Тобольска новгородцем Киприаном в 1621 году. История сохранила имена тех, кто построил собор, увенчанный мощным пятиглавием. Возводили здание главного храма Сибирской митрополии москвичи Василий Ларионов, Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с помощниками и артелью опытных каменщиков, прибывших из столицы. Приехали сюда и пять каменщиков и двадцать кирпичников из Устюга Великого. Каменное строительство на Софийском дворе продолжалось. В 1686-1688 годах рядом с собором построили «Святые ворота» с надвратной церковью Сергия Радонежского. Несколько южнее возвели каменную колокольню. А после этого приступили к сооружению каменных стен вокруг всего Софийского двора. Построили семь круглых и две квадратные башни и соединили их зубчатыми каменными стенами.


За десять лет соорудили каменные стены общей протяженностъю около 620 м. Высота стен составляла 4,3 м. Строительством стен и башен руководили каменные подмастерья: северной и восточной - Гаврила Савельев сын Тютин, а южной и западной - Герасим Яковлев сын Шарыпин. Оба были потомственными каменщиками. Оба приехали в Тобольск из Москвы «для каменного всякого строения». И первое, чему их подвергли в приказной избе,- брали с них «заручные скаски»,- по-нашему, профессиональные письменные гарантии, «чтоб утвердить основание накрепко такою крепостью, чтоб во многие лета никакого повреждения и порухи не учинилось». Казенное каменное строительство в те годы велось централизованно, и самые грамотные, опытные, знающие кадры - в основном из московских каменщиков - состояли на службе в Приказе каменных дел. Здесь-то и был сосредоточен основной отряд «подмастерьев каменных дел». И надо особо подчеркнуть: в XVI-XVII веках слово это несло несколько иной смысл, было многозначней, чем в более поздние времена. «Подмастерье каменных дел» отнюдь не значило непременно «помощник мастера», этим званием могли именовать и талантливых строителей, самостоятельных руководителей строек. Просматривалась неоднородность понятия «подмастерье». Если уж быть совершенно точными, то по новейшим данным, которые приводит в своей книге «Каменное строительство в Сибири» Сусанна Васильевна Копылова, на строительство Софийского двора прибыло пять подмастерьев, но двое из них - Иван Смирный и Василий Кашинец-не оставили сколько-нибудь заметного следа; они были просто-напросто техниками, возглавляли артели каменщиков на сравнительно мелких объектах: клали печи и очаг в хлебной и поварне, клали погреба и сушила, бутили основание под крыльцо. Недаром Гаврила Тютин отмечает, что ни Смирный, ни Кашинец «сколько каких припасов надобно не смыслят», то есть не могут рассчитать смету. Надо сказать, что именно умение составить «розметную роспись» отличало тогда подмастерья высокого ранга от простого каменщика. В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары, покрытие заменили на четырехскатную кровлю. В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный «теплый» придел. В нем был похоронен митрополит Иоанн Максимович (управлял Сибирской митрополией в 1711-1715 годах). Пожар 1723 года вызвал первый крупный ремонт здания. В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел (во имя Иоанна Златоуста). Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до сего времени северная паперть (крыльцо перед входом в церковь). В 1759 году ворота с церковью разобрали (находились рядом с собором, на юг от него), а в 1780 году развалилась одноэтажная кирпичная колокольня. Неоднократно изменялись форма и покрытие глав кафедрального собора. Пожар 1723 года уничтожил простые луковичные главы.

После 1726 года собор покрыли железом по новым стропилам и изменили форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре. И в наши дни тобольский храм завершен главами с перехватом у основания. К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть. Одновременно на Софийском дворе в 1787 году завершилось строительство двухэтажных каменных зданий консистории и монашеского корпуса. И далее Софийский собор изменял свой первоначальный облик. В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Старая одноэтажная ризница существовала уже в первой половине XVIII века как пристройка к северо-восточному углу собора. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания. Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах.

Колокольня - одна из последних по времени построек Тобольского кремля, его самая высокая вертикаль. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова. «Язык» этого колокола весил пятьдесят один пуд - более восьмисот килограммов. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом. Менялся и интерьер собора. Уже в 1710 году первоначальный иконостас был заменен новым. В XVIII веке украшала собор фресковая живопись. В 1862 году стены и своды собора и алтаря были выкрашены в желтый цвет и расписаны масляными красками. Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией. Летом 1978 года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными «дыньками». А какой тонкий узорный рисунок, сделанный ручной насечкой по железу, несут кованые врата главного входа Софии с накладными на них полосами! Двери от главного (западного) входа в собор еще к 1961 году здесь не было… Нашел ее московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин. Нашел в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду. На своем веку собор претерпел значительные изменения: перестраивался, «полнел» пристройками, обновлялся, но неизменно радовал глаз, притягивал к себе.

Свидетелем многих исторических перемен и свершений были стены тобольского Софийско-Успенского собора - ценнейшего и уникального памятника русского зодчества в Сибири. Конечно, восстановить почти с достоверной точностью первоначальный облик Софийского собора , для которого характерной была завершенность, - поистине трудоемкий процесс. Но зато какая честь и ответственность - возрождать заново шедевр церковного зодчества на тобольской земле. Другого подобного ему архитектурного памятника, самобытного по красоте, в Сибири нет.

Года освятил новый деревянный Софийский собор. Он сгорел 29 мая года от молнии. Пожар был так велик и силен, что расплавился огромный, привезенный в году из Москвы , 110 пудовый колокол.

Каменный собор

В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары , покрытие заменили на четырехскатную кровлю.

Собор был закрыт в 1920-х годах . В году были конфискованы все соборные драгоценности.

В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны . Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик" .

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения " , мотивируя свой отказ следующим рассуждением:

"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи" .

Собор является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии .

Архитектура

Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля Тобольского кремля . Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м.

Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан ("шея") главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый.

Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией.

Летом года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными "дыньками". Дверь от главного (западного) входа нашел московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду.

С года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которые велись и в году. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана.

Святыни

Иконы в синодальный период

В настоящее время

  • мощи свт. Варлаама (Петрова) , в деревянной резной раке установлены у стены собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского

Настоятели

  • Матфей Бирюков (1640-е - ?)
  • Константин Кубасов (упом. 1686)
  • Василий Русанович (1749 - 1765)
  • Никита Арамильский (1765/66 - 1786)
  • Михаил Карпинский (29 марта 1786 - 16 января 1789)
  • Николай Флоровский (18 февраля 1789 - 1792)
  • Лев Земляницын (4 июня 1792 - 1821)
  • Василий Капустин (15 сентября 1821 - 1826)
  • Петр Фелицын (14 августа 1826 - 1879)
  • Матфий Боголепов (1879 - 3 февраля 1893)
  • Никанор Грифцев (март 1893 - 1897)
  • Александр Архангельский (1897 - 21 февраля 1907)
  • Димитрий Смирнов (июнь 1907 - 23 марта 1913)
  • Никанор Грифцев (17 мая 1913 - 27 июня 1916) 2-ой раз
    • Димитрий Смирнов (27 июня 1916 - февраль/март 1917) и.о.
  • (февраль/март - 26 июня 1917)
  • Владимир Хлынов (5 июля 1917 - 1920-е?)

Ключари

  • Иван Васильев (упом. 1686)
  • Василий Копылов (? - 1777)
  • Михаил Карпинский (6 ноября 1777 - 29 марта 1786)
  • Георгий Шестаков (апрель 1786 - 1798)
  • Матфей Бурдуков (24 июля 1798 - 1799)

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!