Туристический портал - Excursiivsochi

Храм Архангела Михаила в Тропареве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Церковь Архангела Михаила в Тропарёво Храм на юго западной архангела михаила адрес


Давно хотел написать про эту замечательную церковь, и вот теперь, наконец собрался.
Дело в том, что в течение всего периода моей учебы на историческом факультете МПГУ, который располагался на проспекте Вернадского, неподалеку от конечной тогда станции метро "Юго-Западная" (речь идет о первой половине 1990-х гг.), этот храм был самым ярким образцом архитектуры среди серых и однообразных новостроек Тропарёва. Кроме как на церкви Михаила Архангела здесь взгляду зацепиться было не на чем.
Признаюсь, что пару раз перед сессией я - убежденный агностик, заходил в этот храм, чтобы поставить свечку Сергию Радонежскому, являющемуся будто бы покровителем всех учащихся. Не то чтобы я сильно верил в его помощь, но студенты ведь вообще люди суеверные, не правда ли?

Итак, Храм Михаила Архангела (Архистратига Михаила) в Тропарёве.

Тропарёво , как видно из летописей, было и дворцовым, и монастырским, и купеческим, и государственным селом. На всех этапах его истории источником духовности для жителей села служил храм Архистратига Михаила. Таким он остается и сейчас в масштабах района Тропарево-Никулино и всего Запада столицы. Исторические источники указывают на то, что "в 1704 году в селе Тропареве существовала каменная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, вероятно, в 1693 году".

Этот храм построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века.
В то время произошел переход от трехглавия (южнорусский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «нарышкинским барокко» , поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа.
Характерная деталь подобных храмов - сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию.

В ряде исследовании такой стиль получил название «московского барокко» , который, на мой взгляд, является более верным, поскольку кроме "нарышкинского барокко" выделяеются еще и "голицынский стиль" , "строгановский стиль" и "стиль Прозоровских" (впрочем, в этом посте не будут рассматриваться различия между направлениями московского барокко, а если вы, мои уважаемые читатели, желаете подискутировать об этом, то я с удовольствием поучаствую в дискуссии в комментариях).


Церковь имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого основного здания (или "четверика", как его принято называть) и трехчастной апсиды, а также трапезной и трехъярусной шатровой колокольни.
Как отмечал М. Ильин - известный историк и краевед: "По своей общей композиции церковь Тропарева мало чем отличается от рядовых храмов предшествующего времени. Однако ее зодчий, видимо, желая не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего Новодевичий монастырь, решил применить в церкви все то новое, что выглядело столь эффектно в монастырских зданиях.... Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы «московского барокко» в рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид".

Колокольня храма - характерный образец восьмигранной шатровой колокольни XVII в. Она представляет из себя центрическую площадку под легким, прорезанным небольшими окошками - "слухами", восьмигранным шатром. До нашего времени не дошли и колонки на столбах-опорах шатра, и декоративные наличники слухов. Положение колокольни в соответствии с принятыми канонами - строго по оси над западным входом в храм.

Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы храм Михаила Архангела выделяется удлиненными пропорциями четверика, завершенного кокошниками и глухими двухъярусными барабанами глав. Детали архитектурного декора и оконные наличники, укрупненные угловые колонки, карнизы нескольких типов, очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооруженных в 1680-х гг.
Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, формы наличников окон, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа.

Периоды жизни и восстановления храма Архистратига Михаила в Тропарево берут свое начало с XIII века. Сначала это был деревянный храм. Согласно документам, он перестраивался дважды. Затем, в конце XVII века был построен первый каменный храм. Судя по колокольне, первые каменные работы могли быть произведены в середине XVII в. Строительство было завершено в 1694 году.
Есть документы, свидетельствующие о том, что в 1823 году был произведен ремонт и частичная перестройка. Последнее большое обновление храма произошло в 1993 году.

Храм всегда располагался на одном и том же месте - небольшом холме и был хорошо виден издалека, привлекая внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада. На протяжении "монастырского" периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): "Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет".

В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих московских церквей. Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев, храм закрыли. Колокола были сброшены с колокольни и бесследно исчезли. И только один небольшой колокол, откатившийся тогда в сторону, был бережно подобран жительницей одного из окрестных сел. Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома. И вот уже кругом - только современный бетон. Казалось молох разрушения не минует и храм. Но он выстоял.

В 1964 году архитекторы Свешников и Добряков из объединения "Мособлреставрация" провели обследование и реставрацию глав храма Михаила Архангела в Тропарево. После Великой Отечественной войны, когда страна была в разрухе, в первую очередь восстанавливались не храмы, а заводы и фабрики.
Поскольку война не дошла до храма Архангела Михаила, то он сохранился без видимых разрушений. Однако, время тоже не щадило его (все же прошло около 250-ти лет), и поэтому в 1957 г. архитектор Куницкая сделала предварительное обследование храма, чтобы составить смету для реставрации. Но только через 7 лет удалось приступить к конкретным работам.

В 1960-е годы в помещении храма располагался склад декораций "Мосфильма". В дальнейшем церковь использовалась Московским художественным комбинатом. Проходившие в 1975 году по соседству с ней съёмки "Иронии судьбы, или С лёгким паром" поспособствовали тому, что храм появился в одном из первых кадров фильма. И сразу же стал узнаваем.

В 1988 году решением исполкома Моссовета № 2118 от 13 декабря 1988 года церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Русской Православной Церкви и 23 февраля 1989 года церковь Архангела Михаила уже была открыта для верующих.

При подготовке поста были использованы следующие материалы:

В течение всех постперестроечных лет в России было проведено много работ, по восстановлению разрушенных или используемых не по назначению православных церквей. Только в Москве уже имеется более 1000 церквей, в которых проводятся богослужения.

Церковь архангела Михаила (Архистратига Михаила) в Тропареве - один из первых храмов, восстановленных в постсоветские годы. Расположен храм в Тропарево - Никулинском районе г. Москвы.

История храма

Церковь в деревне Тропарево была построена в 1694 году и освящена во имя Архангела Михаила, или как его еще называют, Архистратига Михаила - военачальника ангельских небесных сил.

25 октября (по старому стилю) 1694 года церкви выдали антиминс, который в православной церкви является документом, разрешающим совершать литургии. Антиминс кладется на престоле в алтаре и служит обязательным атрибутом при совершении полной литургии.

Церковь была деревянная, ее дважды перестраивали. Последняя перестройка была в 1669 году. Потом, церковь сгорела и на ее месте в 1694 году построили каменную. Строительство велось на средства Новодевичьего монастыря, в чьих владениях находилась и деревня Тропарево. Церкви присвоили статус храма и освятили его во имя святого Михаила Архангела.

В войну 1812 года церковь не очень сильно пострадала и продолжала свое существование. В 1823 году храм архистратига Михаила в Тропареве был отремонтирован.

После революции 1917-го храм закрыли. Годы Советской Власти уничтожили храм: храмовые ценности были разграблены, внутреннее убранство испорчено или уничтожено, звонницы разрушены, колокола сброшены и похищены (за исключением одного, который был припрятан местными жителями), ограду снесли. Долгие шестьдесят лет церковь пробыла в таком состоянии. Какое-то время здание использовалось под зернохранилище, а потом для складирования декораций киностудии «Мосфильм».

В 1964 году были начаты работы по обследованию и реставрации куполов храма. В 1970 годах начались работы по полному восстановлению храма. Во время восстановительных работ был укреплен фундамент здания, устранены пробоины и трещины в стенах, перекрыта крыша, купола позолочены. В сарае были найдены царские врата восемнадцатого века. Их реставрировали и возвратили храму Колокола отлили заново, за исключением одного, который был чудом сохранен народом.

В 1988 году, в честь празднования тысячелетия крещения Руси, храм был возвращен Московской патриархии. Церковь во имя Михаила Архангела была освящена в 1989 году 23 февраля.

Архитектура храма

Архитектурный стиль храма повторяет стиль Новодевичьего монастыря . Это заметно в сочетании «украинского» сельского церковного зодчества с храмовой архитектурой «нарышкинского» барокко. Здание выполнено из красного кирпича, пятиглавое, композиция симметричная с трехэтажной шатровой колокольней. Фасад богато оформлен: на окнах резные наличники, углы оформлены колонками, колокольня выполнена в стиле московского узорочья, барабаны восьмигранной формы, купола и кресты позолоченные.

Внутреннее убранство

Купол внутри здания богато украшен фресками с изображением ликов святых. На алтаре иконы двенадцати апостолов, Матери Божией и других святых.

Святыни храма

Церковь богата своими иконами . Здесь имеются списки с известных икон, таких, как «Донская Божия Матерь» и «Смоленская Божия Матерь» (Одигитрия).

В храме имеются также специально написанные для храма иконы, а также иконы, переданные в дар:

Имеется уникальная икона XVIII века с ликами святых и крестом мощевиком, в который вшиты мощи святых, изображенных на ней: апостолов Петра, Павла и Иакова; архидиакона Стефана; святителей Иоанна Милостивого и Николая Чудотворца и других.

На официальном сайте храма можно узнать, в какие дни вспоминаются имена этих святых.

Настоящее положение дел

С 1989 года , после восстановления, храму Архистратига Михаила в Тропареве присвоен статус патриаршего подворья.

Церковь действующая. В ней проводятся ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, исповеди, а также отмечаются престольные праздники.

Расписание Богослужений

Ежедневные:

  • 7:40 - вседневная заутреня, затем Божественная литургия;
  • после Литургии проводится Водосвятный молебен и Панихида;
  • 17:00 - вечернее Богослужение.

Воскресные и праздничные дни:

  • 6:40 - заутреня и Ранняя Божественная литургия;
  • 9:40 - праздничная заутреня и Поздняя Божественная литургия;
  • 17:00 - вечернее Богослужение, во время которого зачитывается Акафист святому Михаилу.

Исповеди:

Исповеди проводятся в 16:40 в канун Воскресных и Праздничных дней.

Подробную информацию, связанную с Богослужениями, проводимыми в храме Архангела Михаила, можно узнать, дав в интернете следующий поиск: «Храм Михаила Архангела в Тропареве расписание Богослужений».

Престольные праздники

В Церкви Архангела Михаила установлено четыре Престольных праздника , которые отмечаются в честь:

  • 23 февраля - Священномученика Харлампия - епископа Магнезийского;
  • 14 августа - Спаса Всемилостивого;
  • 19 сентября - чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех;
  • 21 ноября - собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

Время проведения праздничных богослужений можно найти на официальном сайте храма.

Служители церкви

На службе в церкви состоят священнослужители, имеющие сан:

  • протоиерея - 3 человека, один из которых - настоятель церкви;
  • священника - 8 человек;
  • протодиакона - 1 человек;
  • диакона - 4 человека.

Духовно-воспитательная деятельность

Церковь проводит активную духовно-воспитательную деятельность детей, подростков и взрослых из числа прихожан и местного населения, прививает им чувство патриотизма, повышает их духовность, заботится об инвалидах, создает возможность общения людей друг с другом по интересам.

При церкви открыты и работают образовательные кружки, спортивные секции, клубы по интересам.

Воскресная школа для детей

Воскресная школа была открыта в 1991 году, директором которой является сам настоятель храма. Школа занимает двухэтажное здание с отдельными классами и актовым залом. Воскресная школа бесплатная.

Воскресная школа ставит перед собой цель не только религиозного и духовно-нравственного просвещения, но и возрождения традиций русской национальной культуры. Программа школы предназначена для трех возрастных групп: от 5 до 7 лет; от 11 до 15 лет и для взрослых любых возрастов.

В течение года все учащиеся участвуют в подготовке и проведении различных церковных мероприятий: празднования Рождества, Пасхи и других праздников и концертов; дети с выступлениями ездят в дома престарелых; совершают паломничества в святые места Москвы и Подмосковья.

Преподают в школе священники и диаконы храма, а также педагоги с профессиональным светским и богословским образованием.

Школа развития «Глаголь Добро»

Школа развития предназначена для детей в возрасте от 2 до 6 лет. Организация занятий с детьми осуществляется по комплексным методикам, основанным на русской народной и православной традициях в сочетании с духовным развитием.

Православный молодёжный клуб «Неофит»

Программа клуба «Неофит» предназначена для молодежи в возрасте от 17 лет и старше.

В клубе организуются встречи с лицами духовного звания, проводятся чаепития, знакомство с русскими и православными обычаями, совместный просмотр актуальных фильмов и обсуждения проблем современности. Форма открытого общения позволяет молодежи проявить свой творческий потенциал.

В клубе изучается история России, Москвы и области. Учащиеся клуба учатся быть бдительными, дисциплинированными, уметь руководить отрядом, развивать жизненно важные навыки, в том числе выживать в любых условиях, что проходится в курсе молодого разведчика.

Практическая часть занятий проводится в полевых условиях; организуются походы и участие в военно-патриотических играх со своими сверстниками из других городов; проводятся встречи с героями и ветеранами страны.

Родительский клуб

В январе 2011 года при Воскресной школе открыли родительский клуб. Он оказывает содействие школе в выполнении ее задач.

При храме также действуют:

  • Театральный кружок.
  • Центр им. св. Игнатия Богоносца, осуществляющий духовно-просветительскую деятельность.
  • Медицинские курсы им. святого Луки (Войно-Ясенецкого) для девочек.
  • Клуб «Лампада» для возможности общения людей - инвалидов.
  • Клуб «Эммаус» для семейного туризма по святым местам.
  • Спортивная секция им. А. В. Суворова «Русский рукопашный бой».

Расписания работы кружков можно узнать на официальном сайте церкви.

Церковь имеет также свое издательство. Здесь печатается духовная литература, а также книги для маленьких православных христиан. Приобрести книги можно в книжной лавке при церкви.

Почтовый адрес : 119571 Россия, Москва, пр. Вернадского, 90, строение 2.

Из любой точки Москвы к церкви можно доехать на метро до станции «Юго-Западная», дальше можно проехать одну остановку на транспорте или пройти пешком. Церковь на юго- западной архангела Михаила видна издалека.

Где находится храм архангела Михаила в Москве хорошо видно на карте Юго-Западной части города:

Телефон: +7 495 433-24-76

Официальный сайт: http:// troparevo - hram. org /

Храм Архистратига Михаила на Юго-Западе Москвы чудесным образом вписался в городскую застройку: средневековая православная архитектура храма и городская архитектура XX века не противоречат, а дополняют друг друга; храм наполняет городскую атмосферу духовностью.

Сельский храм, который стал городским. Церковь Михаила Архангела в Тропареве на юго-западе столицы. Первый храм, который заново открыли в постперестроечный период в Москве.

Храм в Тропарево: история

Собственно, история церкви в Тропареве такова, что когда-то это было село, которое находилось далеко за пределами Москвы. Село некоторое время принадлежало Новодевичьему монастырю. Затем столица разрослась и Тропарево, - а вместе с ним и храм Архангела Михаила, - оказались внутри МКАД.

Получилось село внутри Москвы:

60-е - 70-е: в округе еще можно встретить лошадей - хотя, территория вокруг уже начала активно осваиваться: построили метро «Юго-Западная», возник Проспект Вернадского.

А вот, как радикально с прокладкой Проспекта Вернадского изменился ландшафт. Раньше церковь стояла на пригорке, а после - нет.

В какой-то момент и лошади, и деревянные дома пропали, и на их месте возникли типичные муравейники: как эти, которые видно с храмовой территории:

Архитектура храма Михаила Архангела в Тропареве не совсем обычная. И вот в каком смысле: может быть, из-за того, что село имело прямое отношение к Новодевичьему монастырю (одному из крупнейших в стране), тропаревская церковь получила нетипично украшенный для сельской церкви фасад. Ее воздвигли в 1694 году:

То есть, с одной стороны, общая конструкция и планировка тропаревского храма вполне себе сельская, но что-то в ней «проступает» городского - причем, именно «московского» - словно кто-то тогда знал, что рано или поздно Москва станет огромной, а храм Михаила Архангела окажется московской приходской церковью.

Кажется, он, даже, чем-то отдаленно напоминает Знаменский собор, что в :

Конечно, сравнивать их напрямую нельзя, но общая идея очевидна: во-первых, в селе Тропарево в конце XVII века построили вполне «городскую» церковь; а во-вторых: в разных храмах одной эпохи часто можно встретить общие черты. Иногда, даже, в различных местах стоят почти одинаковые храмы.

Храм в Тропареве: когда вернули Церкви?

Итак, церковь в селе Тропарево была построена в 1694 году, вскоре после революции ее закрыли, в ней размещались казенные учреждения, а в 1988 году храм вернули Русской Православной Церкви.

Наколько известно, этот храм стал первым, который заново открыли в Москве после советской власти. Вернее, еще во время СССР, потому что храм Михаила Архангела освятили в 1989 году - когда Союз еще существовал. Президентом тогда был Михаил Горбачев.

Внутреннее убранство полностью восстановили:

Красивые фрески:

Еще двадцать с лишним лет храм Михаила Архангела оставался едва ли не единственной церковью на весь огромный спальный сектор: Тропарево, Никулино, Проспект Вернадского, Очаково. Поэтому здесь всегда было очень много народу - не только в праздники, но и в обычные дни. Сейчас ситуация стала лучше - вокруг открыли много других церквей.

Храм Михаила Архангела расположен между станциями «Тропарево» и «Юго-Западная» - недолго идти от обеих. Тропаревскую церковь хорошо видно издалека - она не закрывается зданиями - только деревяьми в весеннее и летнее время.

Храм Михаила Архангела в Тропарево: расписание богослужений

Службы в тропаревском храме служатся каждый день без исключения:

  • утром - Литургия в 8:00
  • вечером - Всенощная в 17:00
  • В воскресение и большие Церковные Праздники служатся две литургии, ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00:

Святой архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о нас!

April 26th, 2017 , 02:56 pm

Позавчера решил немного прогуляться в районе м.Юго-Западная, иногда пробивалось солнышко. Дошел по Никулинскому парку до Храма

Церковь Архангела (Архистратига) Михаила в Тропарёво — православный храм, построенный в 1693-94 годах на подмосковных землях Новодевичьего монастыря. После возвращения верующим в 1989 году имеет статус патриаршего подворья.

Расположен в московском районе Тропарёво-Никулино на территории парка «Никулино» в 800 метрах от станции метро «Юго-Западная»


Деревянный храм Архистратига Михаила в селе Тропарёво дважды перестраивался, последний раз в 1669 году. В конце XVII-го века на месте сгоревшего деревянного храма начали возводить каменный храм, который был закончен к 1694 году. Храм построен на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво. Точных сведений об авторе проекта храма нет.

Судя по архитектуре, колокольня была сооружена раньше, в середине XVI века в стиле московского узорочья. 25 октября 1694 года (по старому стилю) был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый шёлковый или льняной плат, изображающий положение Христа во гроб, с зашитыми в него частичками мощей святых, на котором совершается литургия). Во время Отечественной войны 1812 года храм, хоть и не сильно, но всё же пострадал во время отступления войск Наполеона по Старокалужской дороге. В 1823 году церковь была отремонтирована.

В советские времена, в 1939 году храм закрыли, ограда была уничтожена, остались одни только ворота, внутренне убранство церкви было разорено, колокола сброшены и, впоследствии, за исключением одного, не возвращены. В 1960-е годы в помещении находился склад декораций «Мосфильма». В 1964 году архитекторами объединения «Мособлреставрация» было проведено обследование и реставрация глав храма. В конце 1970-х церковь была отреставрирована снаружи.

В 1988 году в ознаменование тысячелетия Крещения Руси вышло постановление московских властей о передаче церкви Архангела Михаила в пользование Московской Патриархии. Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом. Освящение храма состоялась 23 февраля 1989 года (приурочено к празднику священномученика Харлампия).

В последующие годы были построены дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. На восточной стороне установлен памятный знак с фамилиями жителей села Тропарёво, погибших во время Великой Отечественной войны.

А еще этот храм хорошо известен по самому новогоднему фильму - "Ирония судьбы"

Примерно на 6-ой минуте фильма можно увидеть этот храм, на заднем плане еще цела деревня Тропарево.
Этот храм появляется и в кадрах снятого пятью годами ранее итальянского фильма «Подсолнухи» (1970).

Порылся у себя в архивах и нашел слайд 1987 года. Помню, что был очень морозный зимний день. Внутри Храма тогда был склад

Почти тот же ракурс

Как свидетельствуют некоторые источники, в 1669 году деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе была отстроена заново.

В переписных книгах Московского уезда 1675 года, говорится: «...в Сетуньском стану в монастырских вотчинах написано: вотчина Новодевичья монастыря село Тропарево, а в нем храм Чудо Архистратига Михаила древен».

Церковь возводилась клетями (срубами). О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по картине художника Б. Черушева.

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693 году в Тропарёво вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и одноэтажной трапезной, с приделами в честь Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия (в нём хранятся частицы мощей этого святого). Вот почему видим мы тут не скромную сельскую церковку, как, скажем, в соседнем Конькове, а пятиглавый храм с шатровой колокольней работы большого мастера.

Тропарёвский храм был построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошёл переход от трёхглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Их характерная деталь – сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию – живописным декоративным убранством и строгой многоярусной структурой. В ряде исследований такой стиль получил название «московского барокко».
Вероятный строитель храма Пётр Потапов.

Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной и трёхъярусной шатровой колокольни. Среди подобных памятников в ближайших окрестностях церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» 2-ярусными барабанами глав, усиливающими выразительность силуэта здания. Детали архитектурного декора – колончатые с навершиями-гребешками оконные наличники, укрупнённые угловые колонки, карнизы нескольких типов – очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооружённых в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решётки в окнах второго этажа. Стройная и изящная колокольня, представляющая собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами, по своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII в. Возможно, она является самой ранней частью здания, сохранившейся от предшествующей церкви. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов.

Храм был хорошо виден издалека и, располагаясь с правой стороны от Боровской дороги, привлекал внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада.

После постройки новой церкви ей выдавался антиминс – освящённый четырехугольный плат из льняной или шёлковой ткани, на котором изображается положение Христа во гроб, а по углам помещается изображение четырёх евангелистов; в верхнюю часть обычно вшивается частица мощей. В книге Патриаршего приказа о выданных антиминсах за 1694 гг. значится: «октября в 25 день... дан антиминс к освящению церкви Чуда Архистратига Михаила в Московский уезд, в село Тропарево; взял антиминс той же церкви поп Иоанн и за антиминс росписался».

К началу XVIII века в селе было выстроено сорок новых дворов. После постройки каменного храма в селе находились «двор монастырский, двор скотный... и 40 дворов крестьянских, в них 147 человек». В церкви служили «поп Иван Васильев и дьячёк Иван Иванов».

В переписи 1718 г. упоминается каменная церковь Михаила Архангела; Никулино также упоминается как принадлежавшее Новодевичьему монастырю. По переписи (ревизской сказке) 1748 года в Тропареве проживало 118 человек.

В то время село находилось ещё во владении Новодевичьего монастыря и представляло собой образец хозяйственного управления. В книге «Новодевичий монастырь в Москве» историка И.М. Снегирёва приводится следующее описание:

«В образец хозяйственного управления приведём ведомость деревни или подмосковного села Тропарева: «село Тропарево с деревнями, в них последнее – в 1744 году ревизии крестьянских 225 душ, к тому селу и деревням по писцовым дачам земли паханной и лесом поросло 590 четвертей...конюшенных припасов: веников 425 гнёзд, сенных покосов 405 копен, лесу непашенного 15 десятин, заповедных три рощи осиновых на 40 десятин, дубовые рощи на 10 десятинах. Земли на монастырь находилось 28 десятин в поле, а в двух по томуж. В монастырь высылалось в феврале 12 человек колоть лед на Москве-реке... 10 баб для рубки капусты и для чищения свёклы. Работники были при своем пропитании». При Тропарёве находились кельи для приезда властей монастырских, также сад и при нём садовник. Скотный двор, при коем было монастырского скота: коров 4, подтелков 2, бык 1, телят 6, овец 7».

Приведённое описание ещё раз подтверждает, что село Тропарёво было одной из богатых вотчин монастыря и занимало особое положение среди окрестных селений.

На протяжении «монастырского» периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): «Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарёво, в нём церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твёрдости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Фёдоров, указ имеет».

Многие сёла и деревни, расположенные в юго-западных окрестностях Москвы, были разорены во время нашествия Наполеона в Россию в 1812 году. Хотя Тропарёво находилось на достаточном удалении от Смоленской дороги, по которой наступали французы, ему также был нанесён ущерб. Возможно, это произошло при отступлении наполеоновской армии по Старокалужской дороге (ныне - Ленинский проспект). Пострадал и храм Архангела Михаила. Приведём прошение священника тропарёвской церкви Василия Симеонова, написанное в ноябре 1812 года: «...В нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то, в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела происхождения честных древ, одежды... посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили, а в настоящей Архангельской церкви сосуды и святой антиминс имеется в целости; почему и прошу Вашего преосвященства повелеть настоящий храм освятить и о сем учинить Архипастырское решение... ». Решение епископом Дмитровским Августином было принято незамедлительно и через несколько дней храм в соответствии с чиноположением был освящён.

Согласно источникам, храм впоследствии был отремонтирован. Как свидетельствуют «Клировые ведомости церквей Московского и Богородского уезда» 1822 года, крыша храма была покрыта железом и выкрашена зеленой краской, а сама церковь и колокольня – желтой.

В XX веке храм в Тропарёве не избежал участи многих российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии «Мосфильм», то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев была совершена последняя литургия, и храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и, все кроме одного, впоследствии возвращённого храму, бесследно исчезли.

Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, вышло постановлением московских властей и церковь Архангела Михаила в Тропарёве была передана в пользование Московской Патриархии Русской Православной церкви. Московский Патриархат принял решение придать ему особый статус – Патриаршего подворья. Церковь Архангела Михаила стала второй по счёту (после Свято-Данилова монастыря) из храмов, возвращённых верующим в годы «перестройки».

Освящение храма провели 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Ещё сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днём возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление.

К тому моменту, когда верующим вернули святыню, храм трудно было узнать: на куполах и в стенах зияли дыры, фрески практически не сохранились. «Первое, что я сделал, – говорит отец Георгий, – позолотил купола и кресты, а их общая площадь – 125 м², это значит 250 книжек тяжёлого золота. Долги, конечно, потом долго отдавал. Это можно считать дерзостью: храм полуразрушен, вокруг непроходимая грязь, в буквальном смысле слова, по колено (я на службу приезжал в резиновых сапогах), а купола сияют и кресты на них, как отрада людям, – возрождение началось!» Когда храм был готов для росписи, работы в нём проводил художник Виктор Павлович Мясоедов.

Через год произошло маленькое чудо: помимо колоколов, специально отлитых для храма на одном из уральских заводов, церковь Архангела Михаила вновь обрела один из прежних собственных колоколов, который был сброшен безбожниками с колокольни в дни закрытия церкви в годы советской власти. Этот колокол был подобран, спрятан и сохранён одной благочестивой прихожанкой, жительницей села Тропарёва. В возвращении колокола храму приняла самое деятельное участие труппа Театра на Юго-Западе во главе с главным режиссёром В. Беляковичем; этот театр – одно из плодородных зёрен русской культуры, достойная внимания достопримечательность современного Тропарёва.

Сегодня в храмовый комплекс входят уже несколько построек. Это дом причта с крестильным храмом, с библиотекой и читальным залом, с просфорной и кабинетом протоиерея. Заново расписана трапезная храма, рядом здание воскресной школы на 150 детей, два кирпичных киоска – иконный и книжный. Святые парадные ворота, восстановленные по чертежам. За церковью выстроен мемориал в память о всех, кто некогда был похоронен на церковном кладбище, которое в 1939 году сровняли с землёй. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших воинов-тропарёвцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест.

21 ноября храм в Тропарёво отмечает свой престольный праздник – день памяти святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью ещё в IV веке.

Архангел Михаил почитается как предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого архистратиг – «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания.

В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах: в одном – Архангел предстаёт в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» – широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках он держит сферу (зерцало) и жезл, одет он в хитон и гиматий; в другом – изображается как воин, Архистратиг небесных сил – в правой руке – поднятый меч, а в левой руке – ножны, он облачён в плащ и длинную кольчугу. Почитание такого типа изображения Михаила Архангела было распространено на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют его изображения на печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Волотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля.

По этому же типу написана и храмовая икона Архангела Михаила в тропарёвском храме, она расположена справа от царских врат. Образ Архистратига Михаила передаёт чувство уверенности в победе, убеждение это создаётся радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.

В Харлампиевском приделе хранится икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника выносится для поклонения. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящён после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово у князя П.И. Репнина.

В храме, по разные стороны от царских врат, находятся списки с двух чудотворных икон Божией Матери – Смоленской (Одигитрии) – слева, и Донской – справа, являющейся святыней.

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарёво сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали её своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими.

Традиция почитания Смоленской иконы Божией матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарёво. Тропарёвский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Дмитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более 3 тысяч, они хранились в церквях Москвы и других городов.

Объект культурного наследия федерального значения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!